4 октября в Россию прибыл с официальным визитом король Саудовской Аравии, хранитель Двух Святынь Салман бин Абдиль Азиз Али Сауд. В истории отношений между Россией и Саудовской Аравией это, можно сказать, исторический визит, не только потому, что он первый для саудовской стороны, но и из-за состояние текущих дел в ближневосточном регионе.
Ранее В.Путин встречался несколько раз с лидерами Королевства, это в феврале 2007 года и в ноябре 2015 года на саммите «двадцатки» в Анталье. Последнюю встречу следует расценивать, фактически, как подготовку к более предметным темам для обсуждения и налаживания в дальнейшем контактов. Во время визита Путина, заложившего основу современных отношений был подписан ряд договоренностей: о воздушном сообщении, конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения доходов и капитала, в сфере культуры, меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между «Внешэкономбанком» и «Росэксимбанком» и «Саудовским фондом развития» и соглашение о сотрудничестве между «РИА-Новости» и Саудовским информационным агентством. То, что среди сторон фигурирует «Саудовским фондом развития» свидетельствует о том, что финансовый фактор востребован и рассматривается как один из приоритетных направлений.
Нынешний визит саудовского короля В.Путин называл «знаковым», сказав на встрече с высоким гостем следующее: «Уверен, что ваш визит послужит хорошим толчком в развитии наших межгосударственных отношений. Это первый в истории наших отношений визит короля Саудовской Аравии в Россию, - сказал российский лидер. - Уже само по себе это очень знаковое событие». На переговорах определён широкий спектр тем, это: и нефть, и ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке в Сирии, вопросы экономического и финансового плана, промышленности и технологий.
Отношения между странами начались с того, что первым, кто вообще признал новое государственное образование на аравийском полуострове был Советский Союз, это было в 1926году. С тех пор отношения носили самый различный характер. Годы «холодной войны», конечно, негативно сказывались на них в виду того, что внешнеполитическое давление Штат отразилось и на этом. Более того, теократический характер устройства Королевства не давало повода более тесных отношений с коммунистическим Союзом. Идеология довлела над чисто экономическими отношениями.
В наше время негативным фактором в отношениях является ситуация в Сирии, по руководству которой Саудовская Аравия занимает жесткую позицию. Это и вопрос сближения России в военно-техническом плане с Ираном, традиционным и, можно сказать, историческим соперником Саудовской Аравии и не только её в конфессиональном и национальном разрезе. Последние события вокруг Катара, в июне сего года с которым разорвали дипломатические отношения 6 арабских стран, в том числе и СА. Катар после этого начал активную дипломатическую работу с Россией в качестве противовеса давлению, как соседних стран, так и Запада. Известно, что причиной разрыва дипотношений официально послужило то, что Катар был обвинён в поддержке терроризма в регионе. Под стать после визита Трампа в СА. Получив своего «мальчика для битья», арабские страны возможно посчитали, что на формальном обличении соседа и основывается борьба против терроризма. Конечно, всё это восточные игры с имитацией борьбы имеют целью достижения личных политических целей.
Рассматривая с различных сторон, напрашивается мысль, что визит саудовского руководства носит исторический характер. Тем более, надо учитывать тот настрой, с которым прибыл саудовский король в Россию. Этот визит вовсе не носит формальный характер: слишком острые политические вопросы, именно они в первую очередь требуют внятного и конкретного решения. То, что визит носит деловой характер свидетельствует тот факт, что с высоким гостем прибыла большая команда ключевых фигур: 200 чиновников и 85 руководителей крупных саудовских компаний. Ключевые моменты переговоров отражают, как политику, так и экономику. В Москву Салман бин Абдиль Азиз Али Сауд пиехал не с пустыми руками, это очевидно. Своим визитом почтенный гость демонстрирует также желание показать миру определённую независимость во внешней политике. Это отразилось, например, в том, что саудовская сторона заинтересовалась российским вооружением и готова рассмотреть на предмет финансирования ряд российских проектов. В СМИ передают, что «Саудовская Аравия готова инвестировать в российские проекты до 10 млрд долларов через суверенный фонд страны Public Investment Fund (PIF)». Также, СМИ сообщают, «что российская сторона подготовила пакет контрактов, которые предусматривают в том числе и поставку комплексов С-400 на сумму около $3 млрд». Солидный багаж, главное требование – распорядиться с этим с умом, так как это может быть началось более грандиозных проектов. Готовность саудовской стороны идти на такие шаги показывает ко всему прочему смягчение позиций по сирийскому направлению и еще надо подчеркнуть, нежелание во всем слепо следовать заокеанскому «коллеге». Ясно, что возможный контракт на поставку в СА зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» на сумму свыше 3 млрд.долларов вызовет негативную реакцию на Западе, ревниво воспринявшего, например, интерес Турции к российскому вооружению. Тут же возникает неоднозначная ситуация и с Ираном, куда РФ поставила ранее С-300. Но, сравнивая саудовские покупки вооружения у США на сумму 109,7 млрд.долларов, те 3 миллиарда с Россией – капля в море. но видимо для американцев – «ложка дёгтя в мёд» в их контакты с Эриядом. Если же СА рассматривает вопрос покупки вооружения у России, то это говорит об «открытии второго фронта» ближневосточным государством в мировой политике.
6 октября саудовский король встречается с российским премьер-министров Д.Медведевым, с которым вышеуказанные темы будут обсуждаться более детально. А в вопросе снижения добычи нефти Президент России видит заслугу саудовского короля в понимании важности полученного с большим трудом договоренностей со странами ОПЕК. Известно, что эта работа привела к тому, что Россия получила очевидную выгоду. Если в цифрах, то это, по словам министра энергетики России А.Новака «примерно на треть с начала 2016 года, в итоге российский бюджет получил дополнительно от 700 млрд до 1 трлн. руб.». Практически весь прошлый год для минэнерго России прошел под знаком сложнейших и кропотливых переговоров со странами, добывающими нефть: в конце 2016 года ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) договорились о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 млн. баррелей в сутки с октябрьского уровня, из которых 300 тыс. барралей - российские. На нынешних переговорах А.Новак высказал практически единую с СА позицию по вопросу добычи нефти и отношениях с ОПЕК, что по сути является фактором сближения: «Мы рассуждаем в едином русле. Основная задача, которая стоит — это балансировка рынка. Мы понимаем вместе с коллегами, если рынок не будет сбалансирован, тогда мы будем действовать совместно и пролонгируем эту сделку».
Определённую роль в вопросе сближения сторон играет Глава ЧР Р.Кадыров, чьи действия и высказывания в отношениях с СА и вообще со странами Ближнего Востока и Северной Африки носили откровенно позитивный характер. Работа, проделанная Главой ЧР, благотворно влияет на процесс межгосударственных отношений. Будучи, так скажем, одним из факторов, формирующих лицо России на Востоке, нынешняя Чечня представляется перспективной площадкой для воплощения самых амбициозных проектов.
Комментарии
Отправить комментарий