Примечательно, что в Российской империи
в начале XX века существовало официальное разделение всего населения на 2 расы:
кавказскую,(куда входили и славянские народы) и монголоидную расу. Услар,
исследователь северокавказских языков писал:
«…Всеобщая история обнаруживает, что именно к кавказской расе принадлежат все
народы, которые играли первенствующую роль на поприще всемирной истории.
Древнейшими пришельцами на Кавказ были, вероятно, доисторические аборигены
Европы. В языке нохче (чеченском) присутствует финский элемент». Исследователи
- кавказоведы, такие как Г. Винклер,
Л.П. Загурский, Д. Анучкин, К. Харичков И. Пантюхов, указывая европеоидность
чеченцев, утверждают о европейском генезисе чеченцев.
История взаимоотношений русских и
чеченцев знала разное. В любом случае, как отмечалось в самые жесткие периоды
противостояния горцев царским властям в годы Кавказкой войны, ими война не
велась против русского народа. Это также подтверждается самими царскими
офицерами. Так с чего началось знакомство русских с Кавказом, в частности, с
чеченцами?
Еще со времен Ивана Грозного массовое
бегство русских крестьян от произвола опричнины и усиления барской власти
создало целое течение в сторону Кавказа. Можно считать самым крупным
миграционным и историческим явлением события 16 века. Касаясь темы русских на
Кавказе, я не упоминаю Тмутаракань – это отдельная тема. Мое внимание привлекла
русская кровь среди чеченцев. Известный дореволюционный чеченский исследователь
Лаудаев отмечает, что «в те времена мечиг
(поясн. - так чеченцы называли
русских женщин, искаженное от - матушка) свободно
ходила по горам чеченским». В те времена сближению способствовали следующие
факторы:
1. чеченский менталитет, 2.
Распространение христианства среди чеченцев позднего средневековья, 3.
Малонаселенность территорий, особенно плоскостных. Известно, что после Хромого
Тимура низменность практически опустела. Такого ущерба даже монголо- татарское
нашествие не оставило после себя.
Положение пришлых было разным. В
подавляющем большинстве случаев, русских воспринимали как свободных людей,
соответственно, с ними роднились, за них выдавали замуж девушек. Поэтому среди
чеченцев можно встретить потомков такого смешения на примере тайпа Гуной. Его
вообще считают образцом русско- чеченской дружбы. Вы редко встретите среди
гуноевцев лиц с темной кожей или шатенов вообще.
Процесс ассимиляции приобрел новую
форму, когда при имаме Шамиле Ислам приняли горцы Центральной Чечни. Тогда явно
прослеживалась дифференциация: беглых принимали, но родство налаживалось лишь в
случае принятия беглецами исламской религии. Известны случаи, когда из числа
беглых солдат, казаков в армии Шамиля существовали целые отряды, среди них были
и пушкари, и разведчики. Во временной столице имамата в Ведено даже была церковь.
Активное сопротивление властям оказывали и староверы. Из истории мы знаем, что 18-
19 в.в. был временем гонений староверов. После падения имамата им пришлось
мигрировать уже в Закавказье.
Касаясь чеченского менталитета, нужно
отметить, что основным принципом в деле принятия чужака был принцип свободы: ты
не навязываешь мне рабство, я отношусь к тебе как к равному. В чеченском языке
это отразилось в приветствии: «марш вогIийла!»,
перевод – «да прибудешь ты свободным!». Среди всех кавказских народов надо
отметить, что как такового института правления (князей, баринов и т.д.) не было
среди чеченцев не было. Подобно русам, приглашавших варягов на княжение, они
приглашали тех же кабардинских или аварских князей, ханов для управления за
определенную оплату. В случае не согласия их изгоняли, т.е. в отличие от
русских, чеченцам было легче избавиться от произвола. Эта форма правления была
свойственна определенной части чеченцев, проживающих на равнине и в восточной
части Чечни. Остальная часть руководствовалась местным управлением посредством
собраний. Самое крупное собрание чеченских тайпов считался «Мехк кхел» (Совет
страны), которое собиралось по самым важным вопросам. На этих собраниях также
принимали участие те тайпы, что оживали на плоскости. Кому-то покажется это слишком идиллически. Но
это так и было. Согласитесь, если было бы правдой слова некоторых
исследователей Кавказа, мол, русские там были с давних времен в рабстве, то
наличие русской крови было бы ведено к нулю. Поясню: чеченцы особо не позволяли
рабам иметь семьи. Да, были вольноотпущенники, но их количество не существенно,
чтобы указать это некоим детерминантом. Считалось, что «дурная кровь» (раба) повлияет
на местных, привнесёт свои «плохие обычаи» и повадки. А теперь задайтесь
вопросом, если рабство имело массовый характер, откуда среди чеченцев столько
русской крови? Почему с ними роднились? Вряд ли чеченец связывал бы себя узами
кровного родства с рабом. Рабство по объективным причинам не имело характера массового
явления. Существование так называемых вольных обществ, ограниченный уровень
производств порождал автономный характер горского хозяйства. Более того, сами
потомки из того же тайпа Гуной подтверждают мои слова о своем происхождении
узденя, т.е. произошли от свободных, а значит благородных людей. И в этом нет сомнений в виду того, что
не может быть среди чеченцев тайп, имеющий рабское происхождение.
Пришлым позволялось не только селиться
среди местных, но и принимать имя того тайпа, который их принял. О массовости
потока говорит следующее: в годы Кавказской войны было такое явление – бегство русских
солдат в горы. Несколько цифр, чтобы представить себе этот процесс: 1833 год
сбежало 834 человек, а в 1834 – уже 666 человек. В январе 1844 года генерал
В.В. Нейдгарт сообщал военному министру Чернышову, что только в ауле Дарго
находится около 500 беглых солдат. Отдельным поселком рядом с аулом Дарго
проживали 34 казачьих семьи, бежавших из станиц равнинной Чечни: Червленной,
Мекенской, Калиновской, Алхан – Юртовской и других. Были не раз примеры, -
говорится в одном из документов, - что «выходили
к нам из гор старые люди, бежавшие уже лет 30».
Отдельная категория – взятые в плен. Они
то и составляли такую прослойку в чеченском обществе как рабы. В эту категорию
также могли попасть те чеченцы, которые не знали своих предков до 7 колена.
Таких часто на постоянно или временно продавали в рабство в Грузию. Наместник Кавказа князь А.И.Барятинский в августе 1859
года сообщает в Петербург, что:
«скопилось в горах довольно большое число пленных и беглых нижних чинов,
которые, оставаясь между горцами долгое время, освоились с их образом жизни и
нравами, а некоторые женились, прижили семейства и даже обратились к
мусульманству, хотя большей частью только по наружности, а не по чувству
религиозного убеждения».
Поразительно, но самыми близкими к
русским можно считать именно горцев центральной части Чечни, а не плоскостных
чеченцев. В истории известен факт совместного мирного проживания, когда чеченцы
попросили построить городок в предгорной части, ныне известный под названием
город Аргун. В те времена он играл больше роль экономическую: торговые
отношения с Закавказьем и Ираном были весьма активны, открывалась Грузия для
России. Любопытно, что чеченское название это поселения «Устрада- гIала» происходит от русского «у старого кордона». Там
поселяли чеченцы, роднились с русскими, что привело к созданию такого
маленького тайпа как устрадхой (аргунцы). Впоследствии русским пришлось уйти
после договора с Оттоманской империей. Но поселение не умерло с тех пор. Это 18
век.
Можно сделать следующий вывод, что опыт
совместного проживания так же богат, как и опыт противостояния, и для
перспективы добрососедских взаимоотношений есть мощная база. Не будем забывать,
что мерящие негативное из прошлого – присматриваются к цене раздора. Несмотря
на различия, есть шанс мирного сосуществования, пусть в единой стране, пусть
раздельно. Русский элемент в чеченском народе не чужд в любом случае.
Комментарии
Отправить комментарий