В Чечне официально с 2006 года объявлена война наркотикам. Будучи еще председателем Правительства Чечни Р. Кадыров заявил в своем интервью «Интерфаксу» следующее: «Мой покойный отец (Ахмад Кадыров) еще около 10 лет назад открыто объявил, что угрозу чеченскому народу несут ваххабизм и наркотики. Незаконные вооруженные формирования, прикрывающиеся идеологией ваххабизма, разгромлены, однако за последние годы войны резко возросло количество молодых людей, употребляющих наркотики. С этим злом нам надо бороться всеми силами и средствами каждый день и час»:http://www.newsru.com/russia/22jan2006/k adyr.html . Действительно, как одно из последствий войны рост потребляющих наркотические средства возрос в республике. Война забрала не только физические силы, но и посягнула на душу, моральные устои. Лишь благодаря свойственному народу чувству достоинства, ситуация не зашла так далеко. Атмосфера абсолютного неприятия и презрения способствовала тому, что торгашам не удалось вовлечь большое количество людей. По данным от 2004 года, количество наркоманов увеличилось в 10 раз, тем самым, составив цифру- не менее 10 тыс. человек:http://ria.ru/society/20040424/576607.ht ml . Цифра возможно завышена, если учесть следующие данные профильных служб. По данным от 2005 года официально количество не превышало 2487 человек. В сравнение, к примеру, с 2011 годом наблюдается стабильная динамика роста. А именно, также по официальным данным, количество наркоманов составила уже 4401 человек, что составляет 0, 4% от общей численности населения: http://20.rospotrebnadzor.ru/directions/m onitoring/90741/ . Единственно, радует, что количество впервые выявленных снизилось.
Анализируя ситуацию, выявляется следующее. Если наркоманы в Чечне в прежние времена пользовались, так скажем, продуктами натурального происхождения, то, начиная с середины 90-х, стремительно росла часть тех, кто перешел на синтетические наркотики. Некий «прогресс» науки, её плоды были успешны в их среде. Развитию наркоторговли способствовала и ситуация, сложившаяся в республике. Отсутствие должного контроля и противодействия, сращивание представителей власти и криминала породило в обществе чувство безысходности в те годы. Ичкерийские власти были озабочены лишь самообогащением, видимо, осознавая, временность своего существования. Кроме того, рост безработицы повлек за собой укоренившуюся проблему, когда ради даже не наживы, а выживания люди шли на то, чтобы продавать наркотики. Благо не все и не многие. Как ни как, и по сей день такое ремесло считается делом позорным.
Кто попадал в сети? Молодежь, не окрепшая, желавшая много и сразу от жизни. Царившая разруха так и вынуждала забыться, получить хоть временное, но блаженство. Колоться стало модно в их среде, курить анашу воспринималось как архаичное. Контингент поколения 60-70-х, считавшихся стариками, (в виду скоротечности жизни наркомана), предпочитал натуральное. Поколение 80-х приобщилось к достижениям афганских умельцев сразу. Кроме этого, особенно углубившиеся в эту тему подсели на тяжелые наркотики, пренебрегая порой обыкновенной гигиеной. Участь последних как правило была очень плачевная, пополняя тем самым, не только кладбища, но и контингент лиц, заразившихся ВИЧ-инфекцией.
Как результат массированного наступления на мир наркоторговли: резкое повышение цены на наркотики и переход контингента на медикаментозные средства типа «Баклосана», «Трамала» и т.д. Соответственно, перед поставщиками наркотиков замаячила перспектива не только сесть в тюрьму, но и гонимые жаждой почти 200% прибыли, они идут на всяческие ухищрения, чтобы привезти товар в республику. Жесткий контроль со стороны руководства республики ударила не только по их бизнесу, но и почти свела на нет коррупционную составляющую: люди бояться даже предложить взятку правоохранителям, чтобы «отмазаться». Такой бизнес в Чечне перешел из ситуации «Дамоклова меча» в плоскость реального отсечения, отсечения головы. Ассортимент трафика из соседних республик, что ранее предполагал средства натурального происхождения, за последние годы сильно изменился: психотропные средства заняли чуть ли не половину от всего объема, заменив даже тяжелые наркотики. Страх получить, и большие сроки, и просто «по башке» вынудил их еще большей конспирации.
Наркотраффик породил соответствующую проблему – люди, больные наркоманией. В республике уже 2 года как построен республиканский наркодиспансер, где профессионалы своего дела буквально вытаскивают с того света тех, кто оступился. Выйти на улицу в явном наркотическом состоянии – дело чреватое последствиями. Поэтому особо продвинутая молодежь старается особо не высовываться. Если раньше путь наркомана начинался с затяжки с анаши, то сейчас модно следующее: таблетка «Баклосана» или «Лирики» запив энергетиком. За прошедший год в республике умерло 11 человек по этой причине, из них - 2 девушки. Обнадеживает, что помимо исполнения прямых обязанностей, ФСКН РФ решила реализовать программу «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ», которая предполагает следующее: «Главная задача - создание необходимых механизмов и условий для увеличения числа реабилитируемых наркопотребителей до 150 тыс. человек ежегодно и повышения эффективности освобождения от зависимости до 30% устойчивой длительной ремиссии»: http://fskn.gov.ru/includes/periodics/re view/2013/0111/154422083/detail.shtml . Меры по лечению наркоманов, конечно, давно нужно было вводить. Именно, комплекс мер, как со стороны правоохранителей, представителей Минздрава, общественников позволит переломить ситуацию в целом по стране. Участие ФСКН с их богатым опытом должно дать мощный импульс. Общественники никак не должны также оставаться в стороне, ведь это болезнь общая. К процессу реабилитации давно подключились представители Русской церкви. Да, не так много центров как хотелось бы, но они работают. Где же реакция мусульманского духовенства? То, что раньше умалчивалось, стало общенародной проблемой. Подобные центры должны быть открыты и под эгидой исламских ученых. Благо ситуация не такая патовая, молодежь еще прислушивается к словам богословов.
Мы делаем выбор всегда, ежеминутно. Жизнь предлагает порой такой выбор, что слабые духом теряются, ломаются остатки стержня, превращаясь в источник негатива. Позволить им заразить все общество, значит, позволить его уничтожить
Комментарии
Отправить комментарий