К основному контенту

Чеченцы – аккинцы- есть ли перспектива?


В восточной части Северного Кавказа издревле проживают чеченцы, образовавшие один из самых крупных тайпов, тайп аккинцев. Они считаются первыми принявшими Ислам после того, как эта религия появилась на Кавказе с первыми арабскими походами через дагестанских миссионеров. Историческую приверженность к единству с другой частью чеченского народа прослеживается весьма ярко. Достаточно вспомнить исторический факт, когда в 16 веке во время похода Хромого Тимура на Кавказ, чеченцы- аккинцы оказали яростное сопротивление. Сопротивление было оказано в союзе с единокровными братьями чеченцами, проживавшими в горной части Чечни. Казалось бы, что тут удивительного, если не один факт: горные чеченцы были язычниками. Факт поддержки язычников и не смог простить акинцам Тимур. Историческая Родина Аух подверглась в те времена страшному разгрому. Подобные факты единства еще будут проявляться и в иные века, годы. Чеченцы – аккинцы никогда не забывали, что они принадлежат Чечне душой и сердцем. Посему, по мере своих сил оказывали посильную помощь. Особенно, в самые тяжелые годы последних двух военных кампаний.
Последствия выселения 1944-го года не дают спокойствия на земле Ауха. Известно, что одним из активных сторонников реабилитации репрессированных народов был Р. Хасбулатов, в 1991 г. – председатель Верховного Совет РФ. Благодаря политической воле Б. Ельцина Закон о реабилитации репрессированных народов был принят в апреле 91-го. Как сказано было в этом законе: «Политика произвола   и   беззакония,    практиковавшаяся    на государственном  уровне  по  отношению  к  этим народам,  являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений  и  создают опасные очаги межнациональных конфликтов». Действительно, узаконенная практика массовых экзекуций привела к тому, что не малая часть советского общества жила с чувством ненависти к власти. Среди таковых были не только чеченцы, но и казаки, кровью которых обильно полила власть Советов берега Дона и Кубани. Сталин не решил проблемы, он её усугубил.
Прошло почти 22 года со дня принятия того Закона, а «воз и нынче там», как говорится. У ингушей проблема с Пригородным районом республики Северная Осетия, а у чеченцев – иная, разделенный Ауховский район, что до выселения входил в состав Чечено-Ингушетии. Известно, что после выселения Аух разделили на две части: образовали новый район Новолакский, а юго-восточная часть – отошла к Казбековскому району Дагестана. Заселили Аух аварцами, кумыками и лакцами. Начавшийся после принятия Закона процесс переселения аварцев и лакцев фактически был сорван, как коррупцией местных органов власти, так и растущим в те годы местечковым национализмом. Помимо этого, не сформированный и никак не определенный в самом Законе механизм самого процесса переселения (территориальной реабилитации) дал основу для дальнейших политических спекуляций с разных сторон. Принятый местный законодательный акт в июле 1991 г. на III съезде народных депутатов РД о восстановлении Ауховского района, (поясн. - без земель, переданных в 1944 г. Казбековскому району!), и о переселении лакцев Новолакского района дал маленькую надежду на то, что появившийся механизм заработает. Местными властями было объявлено, что до 1996 года будет осуществлено переселение лакцев в Кизилюртовский район с выплатой им компенсаций и выделением кредитов. В 1992 г. после принятия закона № 3093-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в Дагестане была создана республиканская комиссия по его исполнению. С 1992 по 2000 гг. прежним владельцам в Хасавюрте были возвращены всего 33 частных дома. По сути, никто и не собирался восстанавливать попранные права. Лакцы требуют денег, аварцы против массового заселения акинцами своих же земель.  Популистские и зачастую провокационные выпады в 90-е годы слышались с обеих сторон. Лишь благоразумие и исламское терпение позволяло не привести ситуацию к крови. По словам руководитель штаба митингующих Рамзан Хизиев, еще в сентябре 1991 года Съезд народных депутатов РД постановил восстановить Ауховский район и переселить лакцев Новолакского района на земли севернее Махачкалы с образованием там нового Новолакского района. Также по его словам, «полного переселения лакцев из Новолакского района на новое место жительства до сих пор не произошло»: http://news.mail.ru/inregions/caucasus/5/society/12164009/ .
В последнее время наметилась тенденция продажи земель именно представителям аварской национальности. Спорные территории стали теперь предметом торговли, где сиюминутные барыши вполне вероятно могут обернуться более глубокими проблемами. Узаконить таким образом аварское присутствие на этих землях не получится. Терпение имеет обыкновение проходить, когда наглая форма беззакония возводится в ранг юридических решений. Поэтому, 23 февраля, памятуя трагическую дату геноцида чеченского народа и факты продажи земельных участоков, аккинцы перекрыли дорогу из Хасав-Юрта в Новолакский район. Митинг длился 3 дня: старейшинам удалось уговорить молодежь освободить дорогу. Действия дагестанской полиции, как ни странно, были на высоте: они не допустили провокаций, да и сами не применяли силу, что, конечно, могло бы стать детонатором. Это все понимали. То, что ситуация накалена говорит тот факт, что даже представители Национального Совета чеченцев Дагестана участвовали в переговорном процессе по снятию блокады дороги, будучи не на стороне митингующих, а со стороны представителей местных властей. Т.е., уже общественники не контролируют ситуацию, по сути. Как сообщает "Кавказский узел" тот же Р. Хизриев заявил следующее: «После долгих переговоров и уговоров все-таки 26 февраля старшие смогли уговорить молодежь, которая составляла большую часть митингующих, разойтись и дать власти два месяца для решения наших проблем. Ребята с большим нежеланием сделали это. В эту же ночь мы все убрали за собой и открыли трассу, но если до 26 апреля наши требования не удовлетворят, то тогда уже мы объявим более масштабный бессрочный митинг»: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/220694/ . Повод местным властям все-таки взяться за решение проблемы, чтобы потом « не тушить пожар».
Помимо земельного вопроса, катализатором событий послужило заявление уже бывшего главы Дагестана М. Магомедсалама Магомедова, (не известно за какие заслуги получившего впоследствии повышение!), в котором он объявил, что Ауховский район, намеченный восстановить в этом году, будет восстановлен лишь через 2 года. Это заявление он сделал на пресс-конференции от 18 декабря 2012 года. Соответственно, не нужно было ждать долгой реакции: аккинцы провели сходы, с требованием объяснить сложившуюся ситуацию. Данный шаг подтверждает практикуемую политику двойных стандартов как один из способов утвердить местечковые националистические тенденции. Очевидно не дальновидность и контрпродуктивность. Неужели кому-то неймется вновь создать очаг напряженности? Чечня с трудом избавилась от последствий урона, что нанес басаевский поход в Дагестан в 99-м межнациональным отношениям. Нового «Ботлиха» Чечне не нужно, посему она и пытается выстроить взвешенную политику с соседями. Все помнят, что подоплекой того «басавского похода» помимо московских интриг, били и многочисленные обращения самих дагестанских лидеров не формальных организаций. Помню их обращения в те годы по чеченскому ТВ «с просьбой защитить дагестанцев от произвола русских захватчиков». И такие обращения были, конечно, как повод в кровавой игре. Зная это, дагестанцы не пошли на поводу у провокаторов, кричавших о предпочтительности уничтожения всего чеченского народа, что были слышны от разных Махачевых. Они как и аккинцы не позволили беженцам погибнуть от рук тех, кого следом за собой позвали вереницы отступающих басаевцев. Комбинация прошла с успехом: Чечня в огне.
Тема продажи земель – это не Клондайк, что только сейчас открыла для себя местная дагестанская власть. Тема развита очень даже кстати. По моему мнению, это мина под проекты модернизации нового лидера Дагестана Р. Абдулатипова. Известно, что он выступает резко против национальных квот во власти, клановости и коррупции. Эти 3 бича поразили всю систему управления в республике. Соответственно, мафиозные структуры не остановятся ни перед чем, чтобы обезопасить свою кормушку. Маленькая «победоносная война» как удар по репутации нового руководителя Дагестана. Спрашивается, почему именно после назначения Р. Абдулатипова произошел такой всплеск митинговых настроений? Очевидно, события с продажей земель стали последней каплей терпения акинцев. С другой стороны – поводом уже для самих акинцев обратить внимание Р. Абдулатипова на эту проблему.
Здравость позиций нынешних лидеров соседних республик Дагестана и Чечни прослеживается в их комментариях по последнему событию, что, безусловно, дает некую перспективу. На улице не 90-е. Их оценки единодушны в том, что ситуацию нужно решать мирно без митинговщины, с учетом интересов всех сторон. Это, конечно, замечательно, главное, чтобы не получилось как прежде - «лебедь, рак и щука». 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Зачем нужны радикалы в Грузии?

Современная политика Грузии продолжает линию Саакашвили на сближение с Западом. Под благовидным предлогом страна, фактически, превращается в буферную зону интересов западных стран, отнюдь не нацеленных на установление тесных добрососедских контактов с Россией. Создавая из бывших советских республик, так называемый, «санитарный кордон», Запад формирует очаги нестабильности вокруг России. Одним из таких точек приложений западных усилий является и Грузия, страна с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения. И в этой связи интересен такой регион этой страны как Панкиси. Панкиси – богата на людей деятельных, одаренных, исторически связанная с основной частью Чечни она в том или виде вносила свою лепту в общественно-политическую жизнь всего чеченского народа. С распространением Ислама им удалось сохранить культуру, язык, менталитет. Вопрос ассимиляции по этой причине в качестве угрозы национальной самоидентификации ушёл на второй план. Националистические силы в самой Грузии вс

Лошадки, балласт и туристы

(результаты легкого наблюдения по ряду серьёзных и не очень, но организаций) Речь пойдет не о балласте в его техническом понимании, а о существе более разумного порядка. Его просто не выбросишь в случае надобности, с ним лишь изредка обходятся круто. Он как данность, как способ жизненного уклада. Балласт всегда рассчитывает на «доброго дядю». Речь о балласте в любой организации. Это явление имеет место быть даже в коммерческих предприятиях. И чем сильнее отягощена она теми или иными родственными или личностными (контрпродуктивными) отношениями, тем глубже это явление. Казалось бы, тянет ко дню, и чем восточнее хозяин предприятия, тем отягощен подобным балластом. Никуда при этом, не денешься - обидятся! Примерно подобное можно наблюдать и в государственной системе. Балласт может вызывать целую палитру разнообразных эмоций, порой становясь субъектами быстротекущих пересуд и наспех сочиненных анекдотов. Не так страшен работяга с его ошибками, как представитель балласта: это вообще закоре

Эйдманизация сознания

Нынешнее либеральное сообщество  приобрело формы развития в виде некой синусоиды. Отвечая на внешние раздражители, то увеличивается, то понижается соотношение величин X и Y, где первым задано то или иное событие-раздражитель, а вторым идет – величина страха либерала. Небезызвестный герой Мюнхгаузен не зря произнес:  «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».  Действительно, смотря на некоторых из либеральной среды, удивляешься, какой леший их заманил в такие дебри. Первое впечатление как о чем-то стоящем, достойном улетучивается как нечто эфемерное, внимательно рассматривая тот или иной объект. В данном случае «бес попутал» гражданина без Родины Игоря Эйдмана, двоюродного брата Б.Немцова. Активно публикующего свои «труды» на просторах интернета, сетующего в последнее время на сложности в столь «титаническом труде» на различного рода обстоятельства. Видящий во всех неудачах «руку Путина», Эйдман ударяется в самые тяжкие