Взаимоотношения России и Саудовской Аравии впитали различные политические воззрения, интересы. Прямые политические контакты начались 1926 году, когда были установлены дипломатические отношения Советской России с королевством Хиджаза и Нежда. Потом уже оно в 1932 году приобрело название – Саудовская Аравия. В 1938 году связи были потеряны в связи с тем, что влияние США стало настолько сильным, что отказаться от их предложения они не смогли. Да и растущий коммунизм в мире также оказал своё воздействие на решение саудитов прервать отношения с СССР. Долгие годы отношения между странами оставались на втором плане. Определенная взаимная настороженность ощущалась даже в небольших экономических сделках. Обоюдно на отношения влиял в первую очередь элемент идеологии: саудитам, сторонникам религиозной идеологии чужды были коммунистические идеи северного партнёра, не отказавшийся вплоть до 70 х.х. от идеи мировой революции. И здесь, весьма удобны были услуги Штат: технологии и милитаризация саудитского общества (оснащение и поддержка саудитской армии и т.д.). Саудиты получили богатый опыт в отношениях с американцами, знают их сильные и слабые стороны. Наладить, в первую очередь, дипломатические отношения удалось лишь в начале 90 –х. Но и здесь кроме взаимных заверений дальше дело не пошло. Видимо, всё ждало своего часа.
Но теперь в нынешних условиях саудиты оказались в весьма в зажатых условиях. Прежний друг, США заигрывает со своим злейшим врагом Ираном. Даже помогает им в войне против ИГ: военная операция иранских сил при воздушной поддержке Штат по взятию Тикрита тому яркое подтверждение. США начали новую тактику в регионе: поддержка любого, кто на определённый момент времени отвечает их текущим интересам. При этом, каждый партнер, фактически, используемый «в тёмную» считает, что окончательная победа будет в их руках. Игра, где инициатор стоит в сторонке, напоминает забаву, «русскую рулетку». Глубокие впечатления останутся в памяти лишь инициатора.
На фоне этого весьма перспективным выглядит взаимоотношения с РФ. Россия уже не обременена какими-то идеологическими клише, и как кстати, финансовые потоки из Саудовской Аравии. Саудиты ставят условием режим благоприятствования в инвестиционной сфере для вложений в Россию. Особенно, в сельскохозяйственной отрасли, в частности, по зерновым. При этом, Россия может предложить королевству целый ряд предложений по развитию транспортной инфраструктуры, технического обеспечению нефте-газовых месторождений и не только. Подпорченные связи между государствами по Сирии с начала этого года всё же идут на поправку. Чему свидетельство визиты Главы ЧР в Саудовскую Аравию.
И тот час настал. Посредством установления контактов между субъектом РФ Чечней и СА Россия решает ряд проблемных задач: начиная от сугубо религиозных, заканчивая экономическими. Вообще, говоря о визитах чеченской стороны в СА, следует упомянуть знаменитый визит Ахмата-Хаджи в январе 2004 года, в ходе которого помимо целей экономического характера, была главная, основная цель, а именно: «Я намерен рассказать представителям саудовской элиты о реальной ситуации в Чечне, нарисовать объективную картину происходящего, объяснить, где политика, а где бандитизм». Данный визит совмещал совершение умры (малый хадж) и официальные встречи, в частности, с наследным принцем Абдуллой и с рядом местных религиозных лидеров. Как известно, к этому времени федеральными силами удалось перекрыть основные источники финансирования НВФ, но в те годы до окончательного подавления экстремистских сил было далеко. Некоторым на Востоке ещё казалось, что война в Чечне носит исключительно религиозный характер. Ошибочность этого подхода была очевидна, и январский визит А.Кадырова по словам тогдашнего посла РФ в СА Андрея Бакланова, (ныне – известный российский эксперт-востоковед), совершил не много ни мало, а следующее: «Произошел окончательный перелом в настроениях саудовцев. Они для себя совершенно четко зафиксировали, что иметь дело с Кадыровым и новым руководством Чечни можно и нужно. Причем это нужно не только в плане выправления отношений с РФ, но и в плане недопущения того, чтобы внешние силы могли провокационно использовать ситуацию в стране, вбивать клин между разными сегментами населения, национальными или религиозными». С тех самых пор СА стала более пристально приглядываться к России через открытое для себя «окно». Образно говоря, Ахмат-Хаджи стал своеобразным Петром Первым, открывшим не только для Чечни, но для России Саудовскую Аравию, а для саудитов – Россию. Это не громкие слова, учитывая последующие поступательные движения, что выражаются в первую очередь, и весьма чувствительной сфере как религия. После визита Ахмата-Хаджи увеличилось количество квот для пилигримов из Чечни, что, несомненно, отразилось позитивно на восприятии СА как достойного партнера в глазах граждан республики.
Первый шаг был уже сделан. Визиты духовных лиц СА на различные религиозные конференции, к примеру, Международный миротворческий форум «Ислам – религия мира и созидания», что с 2007 года проходил ежегодно. Кроме того, поездки нынешнего Главы республики Р.Кадырова также способствовали тому, что отношения не прерывались и были призваны тому, чтобы развивать их на качественно высшем уровне. Скептически к визиту Ахмата-Хаджи относились, как представители сепаратистских сил, что осели на Западе, так и свои, доморощенные, либерально зараженные лица. Время показало, что они потерпели фиаско. Чему очередное доказательство по итогам последнего визита Главы ЧР в СА в июле сего года – договоренность, что до конца текущего года Россию посетит саудовский король Салман бен Абдель Азиз аль-Сауд. Также им было сказано, что Грозный посетят 3 делегации из СА: «В частности, в Чечню приедет министр обороны Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом для того, чтобы изучить опыт борьбы Грозного с терроризмом и экстремизмом. Рамзан Кадыров встретился с министром обороны Саудовской Аравии во время визита в это государство». Конечно, помимо всего прочего в Грозном ожидают гостей и по проектам в сфере инвестиций, заинтересованность в коих не раз высказывала чеченская сторона: к примеру, сфера сельского хозяйства и переработки. Следует отметить, что последний визит отличался своей практичностью: были достигнуты определенные договоренности, намечены совместные действия, чему придали динамичность соответствующие контакты и встречи Главы ЧР на прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме. В свете снятий санкций с иранской нефти саудовцев вынудит быть более гибкими в своей внешнеэкономической политике. О заинтересованности СА в тесных экономических отношениях говорит следующий факт: как итог переговоров в верхах намерение СА вложить 10 млрд. долларов в инвестиционные проекты России. Это отличный ход, если учесть, что объем товарооборота между СА и РФ составляет всего лишь 1 млрд. долларов, и в рейтинге экономических партнеров СА РФ занимает свою нишу с 1%. Это до безобразия мало, когда как: США (13,2%), Китай (12,8%), Германия (7,2%), Южная Корея (5,8%) и Япония (5,7%). Не зря выше было упомянуто, что в сферу интересов саудитов входит сельское хозяйство. Так, по итогам прошлого года в первом квартале текущего года доля зерновых составило 62,7% процента от общего объема экспорта, вывозимого из РФ.
Следует отметить, что саудитскую сторону заинтересовала тема противодействия терроризму, опыт по которому у Чечни богатый. Это не прихоть со стороны СА, а злободневная повестка дня для неё: неспокойная восточная провинция Аш-Шаркия и волнения хуситов в Йемене, что приобретают всё более террористические черты. Обеспокоенность СА понятна, если учесть тот факт, что большинство запасов нефти у них в той провинции. В свете победы чеченской команды спецназовцев на соревнованиях в Иордании 25 апреля сего года, можно сделать вывод, что чеченский опыт вышел на международную арену. Заметьте, после визита иорданского короля Абдаллы II, что им был назван «визитом к брату», 19 июнь 2014 года стало возможным участие чеченской стороны как представителей России на апрельских соревнованиях. Всё это видит и СА, играющая ключевую роль в ближневосточном регионе.
Нынешний год отмечен подъемом во взаимоотношениях двух стран РФ и СА. Не влачась за сиюминутной политической конъюнктурой, а опираясь на интересы в долгосрочной перспективе стороны смогут реализовать тот потенциал, что многие годы не был востребован. Пример Чечни, в частности её Главы Р. Кадырова может по праву стать заразительным для иных субъектов РФ.
Комментарии
Отправить комментарий