К основному контенту

О расточительстве


Приближается к завершению благословенный Рамадан. Месяц прощения грехов и надежд на милость Аллаха. Традиционно мусульмане готовятся к празднованию Уразы-Байрам. Согласно Сунне, этот праздник является днем, когда благотворительность и богобоязненность должны стать отличительной чертой в поведении верующих. Женская часть мусульманского дома готовит разные блюда, сладости, закупаются в большом количестве еда. Всё это хорошо, если соблюдаются определённые правила, позволяющие не впасть в грех. Речь идет об исраф (расточительство). Аллах сказал в Коране:«Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители - братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу» (Перенес Ночью, аяты 26-27). В другом аяте Аллах призывает не быть расточительным также: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Преграды, аят 31). В связи с этим уместно вспомнить хадис: «(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть — для питья, а еще треть — для дыхания» (Ат-Тирмизи). Известный ханафитский ученый имам ас-Сархасый в своей книге «аль-Мабсут» пишет: «Когда человек ставит на трапезный стол несколько видов еды в большом количестве (что он не в состоянии это съесть), то это относится  к расточительству (исрафу), за исключением, если он намеревался после себя пригласить гостей (которые съедят всю еду) и еда не испортится». 
Расточительство - это, по сути, небрежное отношение к благам Всевышнего, к тому, чем наделил человека Аллах, в отношение к которому человек проявляет небрежность. В первую очередь, небрежность проявляется в попытке показать другим своё превосходство. Превосходство над кем? Над такими же людьми, коим Аллах уделил меньше из благ Своих? Нельзя забывать, что Всевышний говорит в Коране об уделе жизненном: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: "Господь мой почтил меня!". Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: "Господь мой унизил меня!". Вовсе нет! ....», (аль-Фаджр, 15-16). Ибн Касир в своём тафсире при толковании этих аятов объясняет, что Всевышний говорит это, отвергая убеждения людей в том, что когда Аллах увеличивает их ризк (удел) для того чтоб испытать их, они воспринимают это как почтение в свой адрес, тогда как это лишь испытание и экзамен. ... Также и с другой стороны Он испытывает их проверяет, уменьшая их ризк, а они считают это как их унижение от Всевышнего. Но Аллах говорит: «Вовсе нет!», т.е. но всё не так, как они думают, ни в том, ни в другом: поистине Аллах даёт имущество и тем кого любит и тем кого не любит, и стесняет его для тех кого любит и кого не любит. Однако всё это, в обоих случаях, упирается в повиновение Аллаху; чтобы человек когда богат благодарил Аллаха , а если беден проявлял терпение.. На эту тему есть достоверный хадис, в котором рассказывается, что некий сподвижник совершает омовение и при этом тратит воды сверх меры. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидев это, делает сподвижнику замечание. Когда сподвижник недоумевает, мол, разве в таком достойном деле как совершение омовения может идти речь о чрезмерности, на что Пророк (мир ему и благословение) отвечает: «Даже если будешь стоять на берегу реки, все равно нужно быть экономным». Действительно, печальным фактом того, что чрезмерность приводит к тому, что хозяйкам по прошествии праздников приходится порой выкидывать испортившуюся еду, омрачает благостную картину. Смысл того, что столы до отказа забиваются едой, напитками, разными фруктами, что часто потом приходится выбрасывать, видят те, кто организует это всё. Ради кого, спрашивается? Ради Аллаха или ради показухи? Пусть каждый человек, кто пускается в большие расходы, призадумывается. Ясно, когда человек планирует на то или иное количество людей, и ему приходится расходовать большие средства, и при этом он верит, что совершает ради Аллаха. За это он, ин ша Аллах, получит награду от Всевышнего. Но к этой ситуации не имеет никакого отношения, когда тратятся средства на то, чтобы показать, мол, какие мы богатые, лучше всех. Не этим следует гордиться! Ведь это не проявление гордости за себя, свою семью, а проявление непомерной гордыни и признак лицемерия. Последнее всячески следует остерегаться. Ведь Аллах говорит о лицемерах в Своей Книге: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника» (Женщины, аят 145).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Зачем нужны радикалы в Грузии?

Современная политика Грузии продолжает линию Саакашвили на сближение с Западом. Под благовидным предлогом страна, фактически, превращается в буферную зону интересов западных стран, отнюдь не нацеленных на установление тесных добрососедских контактов с Россией. Создавая из бывших советских республик, так называемый, «санитарный кордон», Запад формирует очаги нестабильности вокруг России. Одним из таких точек приложений западных усилий является и Грузия, страна с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения. И в этой связи интересен такой регион этой страны как Панкиси. Панкиси – богата на людей деятельных, одаренных, исторически связанная с основной частью Чечни она в том или виде вносила свою лепту в общественно-политическую жизнь всего чеченского народа. С распространением Ислама им удалось сохранить культуру, язык, менталитет. Вопрос ассимиляции по этой причине в качестве угрозы национальной самоидентификации ушёл на второй план. Националистические силы в самой Грузии вс

Лошадки, балласт и туристы

(результаты легкого наблюдения по ряду серьёзных и не очень, но организаций) Речь пойдет не о балласте в его техническом понимании, а о существе более разумного порядка. Его просто не выбросишь в случае надобности, с ним лишь изредка обходятся круто. Он как данность, как способ жизненного уклада. Балласт всегда рассчитывает на «доброго дядю». Речь о балласте в любой организации. Это явление имеет место быть даже в коммерческих предприятиях. И чем сильнее отягощена она теми или иными родственными или личностными (контрпродуктивными) отношениями, тем глубже это явление. Казалось бы, тянет ко дню, и чем восточнее хозяин предприятия, тем отягощен подобным балластом. Никуда при этом, не денешься - обидятся! Примерно подобное можно наблюдать и в государственной системе. Балласт может вызывать целую палитру разнообразных эмоций, порой становясь субъектами быстротекущих пересуд и наспех сочиненных анекдотов. Не так страшен работяга с его ошибками, как представитель балласта: это вообще закоре

Эйдманизация сознания

Нынешнее либеральное сообщество  приобрело формы развития в виде некой синусоиды. Отвечая на внешние раздражители, то увеличивается, то понижается соотношение величин X и Y, где первым задано то или иное событие-раздражитель, а вторым идет – величина страха либерала. Небезызвестный герой Мюнхгаузен не зря произнес:  «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».  Действительно, смотря на некоторых из либеральной среды, удивляешься, какой леший их заманил в такие дебри. Первое впечатление как о чем-то стоящем, достойном улетучивается как нечто эфемерное, внимательно рассматривая тот или иной объект. В данном случае «бес попутал» гражданина без Родины Игоря Эйдмана, двоюродного брата Б.Немцова. Активно публикующего свои «труды» на просторах интернета, сетующего в последнее время на сложности в столь «титаническом труде» на различного рода обстоятельства. Видящий во всех неудачах «руку Путина», Эйдман ударяется в самые тяжкие