(Е.И. Крупнов)
Археология как наука не терпит домыслов. Возможны предположения, суждения по тем или иным явлениям, находкам и т.д. Но по личном наблюдениям скажу, фантазии строго очерчены фактологией. Здесь не встретишь буйство около исторических опусов, рисующих грандиозные полотна выдуманной истории. Археология, как тихий, но строгий учитель требует детального подхода.
Северный Кавказ богат археологическими находками в виду того, что не редко становился участником политических, миграционных и экономических процессов мирового значения. Именно поэтому имя известного советского ученого-археолога Евгения Игнатьевича Крупнова – явление из ряда выходящее. Язык не повернётся назвать Крупнова рядовым специалистом: признанный основатель московской школы археологической школы кавказоведения, также - заслуженный деятель науки Чечено-Ингушской АССР и Кабардино-Балкарской АССР. В те времена признание, достигнутое трудом и знаниями, в дальнейшем создавала особую ауру, авторитетность. Говоря о Е. Крупнове, следует упомянуть, что «большой заслугой Е.И. Крупнова является воспитание целой плеяды ученых, специалистов по эпохам первобытной и средневековой археологии Кавказа, получивших докторские степени, звания профессоров или ставших лидерами региональных археологических центров. Школу Е.И. Крупнова прошли выдающиеся специалисты-кавказоведы, среди которых - д.и.н., проф. М.Х. Багаев, к.и.н. В.В. Бжания, академик НАН Азербайджана Т.А. Бутянов, д.и.н., проф. М.Г. Гаджиев, д.и.н., чл.-корр. Германского археологического института В.И. Козенкова, д.и.н., проф. В.А. Кузнецов, д.и.н., заслуженный деятель науки СССР В.И. Марковин, д.и.н., проф. М.Б. Мужухоев, чл.-корр. РАН, проф. Р.М. Мунчаев, чл.-корр. НАН Азербайджана И.Г. Нариманов, к.и.н. И.М. Чеченов, д.и.н. Д.А.Халилов и др.».
Посему по праву, и не первый десяток лет, в честь его заслуг перед наукой и обществом проводятся Чтения. Если быть точнее – «Международная конференция: XXIX Крупновские чтения». В советские годы она носила всесоюзный характер, в наши дни в виду распада СССР участники конференции пополнили состав выходцами бывших советских республик и зарубежья. Соответственно, повысился статус сего собрания. Примечательно, что научная нить, связывающая прошлое с настоящим, не прервалась в годы лихолетий, когда науке не уделялось должного внимания. Осознавая историческую ответственность перед будущими поколениями, ученых не покидала надежда в те годы лихолетья, что государство обратить внимание на их деятельность. Современная политическая стабильность в стране влияет на состояние общества, в том числе и на науку: люди, служащие науке, могут быть уверены, что их труды не останутся выброшенными государством, преданные забвению временем. Отсюда, ощущается в сфере археологии определенная активность. Это видно хотя бы по тому, что в России не умерла традиция собраний научного мира. Это касается и данной конференции.
Грозный открыл свои двери «Крупновским чтениям» не в первый раз. Точнее, во второй: первый раз по прошествии 2 лет со времени смерти ученого в честь кого были названы эти Чтения, в 1972 году. С 18 апреля по 21 число Грозный стал площадкой для выступлений ученых, дискуссий, интересных встреч. Организаторами её стали: Академия наук ЧР и Министерство ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации. Примерно 150 заявок поступило на участие в конференции. Со слов министра Д. Умарова: «…состоялся заезд ученых, которые прибывают практически со всего мира: Азербайджана, Грузии, Китая, Германии, Франции, Греции, Абхазии, Москвы, Санкт-Петербурга и более 20 регионов России». Понятно, что участие Академии имеет непосредственную заинтересованность в активизации научного процесса в республике. Заинтересованность же идеологического ведомства, такого как Миннац, по моему мнению, обусловлено проблемами противодействия различным попыткам превратить историю в чтиво для «чайников», когда, например, на полном серьёзе некоторые мастера слова, (в частности, некий Арсанукаев в своей книге «Ба Белл»), договорились до того, что чеченцы инопланетяне! На фоне низкого уровня знаний истории подобные высказывания находят своего читателя, и это лишь маленькая часть фальсификаций и искажений той же чеченской истории. Более того, нельзя отталкивать общую задачу, стоящую перед указанными учреждениями, по популяризации знаний и достоверной информации, в первую очередь, с точки зрения соответствия научным знаниям и методам их изучения. Очевидно, что определенный импульс был задан благодаря усилиям Академии наук и Миннац ЧР. Позитивные результаты, а именно, их ожидают организаторы, должны укрепить научную базу историографии в ЧР. Также следует сказать, что данная конференция на уровне внешних связей открывает новые перспективы по совместным исследованиям, обмену опытом. Став тем самым шагом в международной научной кооперации, ЧР получает возможность для укрепления своего статуса в археологическом мире: дотошный мир археолога становится более близким.
Касалось бы, после большого промежутка времени, не угас ли интерес к истории, археологии в частности? Нет, с момента формирования Академии наук ЧР, (в её недрах функционирует Центр археологических исследований), а также силами Чеченского государственного университета (преподаватели, студенты), проводились различные экспедиции, как в горную часть республики, так и на степных, равнинных участках. Т.е., в определенной мере теплился очаг археологических изысканий в республике силами местной научной интеллигенции. В этой связи невозможно не упомянуть деятельность таких ученых, как М. Багаева, Х. Мамаева, Р. Вагапова и др. Не миновала сия чаша и простых энтузиастов из числа простых граждан, принимающих участие, в частности, в горных экспедициях.
Эта конференция в Грозном проводится под эгидой, как заявлено организаторами, «изучения и сохранения археологического наследия народов Кавказа». Действительно, результаты политических брожений и конфликтов сказываются на археологическом наследии региона, не обходит стороной вооруженные столкновения древние постройки и сооружения. Этой теме, кстати, уделили внимание на конференции. Помимо этого, сторонник крупновской школы чеченский ученый М. Багаев в своём докладе «К проблеме изученности Алании как государства на Северном Кавказе» подверг критическому анализу тему Алании, высказав мнение о том, что фактологическая база настолько мала, что уверенно говорить о той или иной конкретной форме существования аланского государства не приходится, опираясь лишь на некоторые текстуальные данные.
До него выступавший докладчик, С. Корневский из РАН в своем докладе «К вопросу о древнейших курганах Кавказа (V- VI тыс. до н.э.)» высказал любопытную мысль о том, что вопрос цивилизации сопряжен с темой государственности. Соответственно, очаговая форма может свидетельствовать лишь о протоцивилизации в контексте темы древнейших курганов.
И это лишь единичные примеры! Надо отметить, что первые дни работы конференции можно было сравнить со шквалом информации, обрушившейся на голову собравшихся в актовом зале ЧГУ. Научная интеллигенция и граждане, интересующиеся историей, не будет преувеличением, если скажу, что будут ждать материалов этой конференции.
Комментарии
Отправить комментарий