К основному контенту

Ахмат-Хаджи и его путь спасения народа

Годы лихолетий обернулись трагедиями и невосполнимыми потерями для народа Чечни. Идея независимости провозглашалась в республике как единственно верный путь. Искренне поверившие в её как ответ на политическую неразбериху и раскол в обществе, старались сделать всё, что от них зависит, чтобы исправить ситуацию, не допустить кровопролития. Среди таковых был и Ахмат-Хаджи, муфтий республики.
Обладая высоким уровнем религиозных знаний и политическим чутьём, он, будучи на посту муфтия вёл работу по противодействию радикализму и экстремизму. Оголтелая и циничная пропаганда радикальных идей хорошо оплачивалась и тиражировалась, власть теряла постепенно своё влияние на умы молодежи. Взявшие власть на волне переворота в 1991 году, в преддверии второй войны теряли авторитет у молодежи, искавшей ответы на сложные вопросы. На такие вопросы ответы легко давали заезжие «спасители душ». Своей обязанностью противостоять этому злу считал Ахмат-Хаджи.
В своих выступлениях на различных площадках он отмечал пагубность пути экстремизма, вызывающего более глубокий раскол в обществе, когда порой накал страстей выплескивается внутри семей, при этом, руша традиции народа. Он также отмечал, что в политическом плане республика потерпит убыток и для её имиджа нахождение наёмников всех мастей на ёё территории может привести снова к войне. Его слушали немногие, от того и мало кто решался встать рядом с ним. Власти Масхадова не хватало для наведения элементарного порядка, у муфтия не было многих рычагов для воздействия на ситуацию. Но это ничем не умаляло его желания исправить положение.
Он ясно осознавал, что чеченскому народу предлагают стать «пушечным мясом», но уже на основе религиозного радикализма, по сути, ничего общего не имеющего с истинными целями Ислама. В те годы работа по религиозному просвещению была очень тяжелой и опасной. Распространялись слухи и сплетни, чтобы очернить тех, кто выступал против радикалов. Покушения на тех, кто был против ваххабизации населения, проводились с особым цинизмом. В том числе, и на тогдашнего муфтия Ахмат-Хаджи. Сломило ли это этого легендарного человека? Нет, судя по активной работе, что продолжалась и после покушений.
25 июля 1998 года Ахмат-Хаджи сделал очень важный шаг: организовал проведение Конгресса мусульман Северного Кавказа. Сидеть сложа руки было ему не свойственно, так как он понимал какую угрозу нации несёт радикализм. Он ясно представлял, что радикализм носит в себе «мину замедленного действия», призванного взорвать республику изнутри. В республике, кишащей радикалами, это был откровенный вызов. Но всё же участники конгресса осудили ваххабизм. Это был, фактически, первое решение религиозных деятелей на территории бывшего СССР. Прецедента не было, чтобы на таком солидном уровне радикализму была дана жёсткая оценка. В Резолюции Конгресса, обращенного к главам Дагестана, Чечни и Ингушетии было сказано:«объявить все экстремистские течения вне закона, установить контроль над всеми исламскими учебными заведениями, учебной литературой, средствами массовой информации во избежание проникновения вредной ваххабитской идеологии в общество». В Чечне Резолюцию власти проигнорировали. И это было связано с тем, что властные структуры тогдашней республики были заражены новыми идеями радкиализма.
Вторая война показала, кто есть кто, и кто не на словах, а на деле показал любовь к народу. Своими действиями власти Масхадова денонсировали и дискредитировали все подписанные договоренности и соглашения с Москвой. Народ стоял на пороге исчезновения как цельное сообщество. Его призывали к войне до последнего чеченца. Спрашивается, за что? Воевать за хаос, за кошельки грабителей у власти? Да и какое религиозное основание новой войне? Ахмат-Хаджи понимал, что этот конфликт не может иметь религиозного обоснования в виде фетвы о джихаде или призыва к нему. За отказ провозгласить джихад он был незаконно снят с должности муфтия и объявлен врагом. На само деле врагом был тот, кто в очередной раз вверг народ республики в войну, потакая различного рода террористическим группировкам. Ахмат-Хаджи призывал Масхадова изгнать из республики арабских наёмников. Но Масхадов проявил непозволительную слабость, и решение выслать он не принял.
На новом этапе становления чеченской государственности официально в составе РФ важнейшую цементирующую роль сыграл Ахмат-Хаджи. Ни к коей мере не помешало ему то, что он прежде был религиозным деятелем, став главой чеченской Администрации в марте 2000 года, пожалуй, в одни из самых жесточайших периодов современной истории. Будучи между двух огней (федералы и боевики) Ахмат-Хаджи проявил не дюжую способность, спасая граждан республики от правового беспредела и других противоправных действий.
Ахмат-Хаджи понимал, что будущее республики всецело связано с Россией, и это доказал референдум, проведенный в марте 2003 года. Итоги референдума стали важной политической победой над хаосом и терроризмом не только народа республики, но и лично Ахмата-Хаджи. Спрашивать у народа боялись прежние лидеры, так как незаконность их власти не предполагала того факта. На серьёзный и опасный шаг пошёл Ахмат-Хаджи: ведь, не известно было как народ, испытавший все ужасы войны, проголосует. Опасения властей были напрасны, как оказалось в итоге.
Важно ещё то, что он внёс определённый порядок в процесс восстановительных работ. При нём резко сократилось такое уродливое явление как распил, процветавший в прежние годы (1995-96 года). Чем вызывал раздражение у коррумпированных чиновников. При нём была заложена основы экономического развития, как воздух необходимого для стабильного существования. Личные волевые качества Ахмат-Хаджи заставили всех противников и оппонентов говорить о нем как о человеке, радеющем о своей республике. Защищая интересы на различных общественно-политических площадках, он, фактически, формировал новый положительны образ Чечни, опиравшийся на истинных целях и чаяниях чеченского народа.
В интервью Д.Абдурахманов в 2011 году, характеризуя Ахмат-Хаджи, на вопрос журналиста З.Яхиханова о том, почему богослов стал политиком, сказал так: «Это было веяние времени, обстоятельств, а главное – требование чувства ответственности за будущее своего народа, которым обладал Ахмат-Хаджи Кадыров.... Давайте призадумаемся, кто кроме него мог доступнее, значимее, авторитетнее донести слово Аллаха народу? Никто. Кто обладал большим мужеством, чем бесстрашный Ахмат-Хаджи Кадыров, который спокойно говорил с теми, кто стоял по ту сторону баррикад? Кто знал о «правде» на той стороне и о правде – подлинной, к которой сам пришёл? Кто мог открыто говорить, проповедовать, доносить до масс эту правду? Кто прямо в лицо сказал Масхадову, Басаеву и Хаттабу: «Вы не правы». Кто не раз заявлял: «Хаттаба надо изгнать из Чеченской Республики, Басаеву прекратить набеги на соседние республики»? кто поднял народ против них? Это всё делал один человек – Ахмат-Хаджи Кадыров. И кто мог в тот переломный момент повести за собой разрозненный народ? Только он».
Он внёс значительный вклад в установление мира в республике. Его план мира зиждился на идее не просто завершить войну, как таковую, но и заложить фундамент на будущее, чтобы она более не пришла на чеченскую землю. Это, несомненно, грандиозный план спасения нации без преувеличения, нашедший отклик в сердцах граждан истерзанной республики. Идущая от народа потребность в мирной жизни, в элементарных условиях жизни, а не выживания была воспринята Ахмат-Хаджи и отражена в его политике. Он был щитом, коим защищался народ и надеждой на лучшие времена.
Дал гIазот къобал дойла цуьнан!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Зачем нужны радикалы в Грузии?

Современная политика Грузии продолжает линию Саакашвили на сближение с Западом. Под благовидным предлогом страна, фактически, превращается в буферную зону интересов западных стран, отнюдь не нацеленных на установление тесных добрососедских контактов с Россией. Создавая из бывших советских республик, так называемый, «санитарный кордон», Запад формирует очаги нестабильности вокруг России. Одним из таких точек приложений западных усилий является и Грузия, страна с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения. И в этой связи интересен такой регион этой страны как Панкиси. Панкиси – богата на людей деятельных, одаренных, исторически связанная с основной частью Чечни она в том или виде вносила свою лепту в общественно-политическую жизнь всего чеченского народа. С распространением Ислама им удалось сохранить культуру, язык, менталитет. Вопрос ассимиляции по этой причине в качестве угрозы национальной самоидентификации ушёл на второй план. Националистические силы в самой Грузии вс

Лошадки, балласт и туристы

(результаты легкого наблюдения по ряду серьёзных и не очень, но организаций) Речь пойдет не о балласте в его техническом понимании, а о существе более разумного порядка. Его просто не выбросишь в случае надобности, с ним лишь изредка обходятся круто. Он как данность, как способ жизненного уклада. Балласт всегда рассчитывает на «доброго дядю». Речь о балласте в любой организации. Это явление имеет место быть даже в коммерческих предприятиях. И чем сильнее отягощена она теми или иными родственными или личностными (контрпродуктивными) отношениями, тем глубже это явление. Казалось бы, тянет ко дню, и чем восточнее хозяин предприятия, тем отягощен подобным балластом. Никуда при этом, не денешься - обидятся! Примерно подобное можно наблюдать и в государственной системе. Балласт может вызывать целую палитру разнообразных эмоций, порой становясь субъектами быстротекущих пересуд и наспех сочиненных анекдотов. Не так страшен работяга с его ошибками, как представитель балласта: это вообще закоре

Эйдманизация сознания

Нынешнее либеральное сообщество  приобрело формы развития в виде некой синусоиды. Отвечая на внешние раздражители, то увеличивается, то понижается соотношение величин X и Y, где первым задано то или иное событие-раздражитель, а вторым идет – величина страха либерала. Небезызвестный герой Мюнхгаузен не зря произнес:  «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».  Действительно, смотря на некоторых из либеральной среды, удивляешься, какой леший их заманил в такие дебри. Первое впечатление как о чем-то стоящем, достойном улетучивается как нечто эфемерное, внимательно рассматривая тот или иной объект. В данном случае «бес попутал» гражданина без Родины Игоря Эйдмана, двоюродного брата Б.Немцова. Активно публикующего свои «труды» на просторах интернета, сетующего в последнее время на сложности в столь «титаническом труде» на различного рода обстоятельства. Видящий во всех неудачах «руку Путина», Эйдман ударяется в самые тяжкие