К основному контенту

Что думают о новом министре транспорта на его родине – в Питере


Денис Лебедев (dp.ru) «Нам чуть ли не джигу приходится с ними танцевать, чтобы они согласились», – так в свое время охарактеризовал стиль работы с частными инвесторами некогда глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов. В понедельник стало известно, что этот человек стал новым главой министерства транспорта России.
В сознании петербуржцев Максим Соколов несмотря на свой уже вполне солидный возраст и высокий пост пока все еще остается «молодым прогрессивным менеджером». Это определение придумала Валентина Матвиенко. Возглавив Петербург в конце 2003 г. и собирая команду «под себя», она сделала ставку на образованных и уже успешных руководителей городских компаний и учреждений. Ей нужно было переломить ситуацию, когда городом управляли представители старой партии Владимира Яковлева.
Максим Соколов ко времени призыва в 2004 г. уже пять лет руководил одной из самых известных в городе строительных компаний «Корпорация С». Сейчас ее уже нет, но в 1990-е и начале 2000-х гг она «гремела», реализовывая один за другим скандальные проекты жилья и офисов в самом центре города. Один из самых скандальных проектов – жилой дом напротив Михайловского замка на набережной Фонтанки. Строительство там современного стеклянно-бетонного дома было не просто вызовом. Это был даже не китч, а откровенная пощечина существовавшим в Петербурге тогда, да и сейчас представлениям о добре и зле.
Именно в этом доме, кстати, находится петербургская квартира Максима Соколова. Согласно его декларации о доходах, впервые опубликованной в 2009 г., площадью 300 м2. Без всякого преувеличения можно сказать, что это одна из самых дорогих в городе, да и в стране квартир. Причем годовой доход чиновника тогда составил скромные 988,37 тыс. рублей, и ни машин, ни счетов в банке Соколов тогда не задекларировал.
Хозяйство Максиму Соколову досталось то еще. Предыдущая администрация взяла на себя огромное количество обязательств перед инвесторами, многие из которых были, прямо скажем, кабальными. Сотни предпринимателей ,получив от города в аренду лакомые участки под строительство долгие годы держали их за забором, автоматически продлевая свои права на них. И именно Максим Соколов был одним из тех, кому пришлось рубить концы, чтобы белый пароход правительства Валентины Матвиенко отправился в дальнее плавание удваивать, утраивать, упятерять бюджет Петербурга.
Одним из первых его дел было расторжение десяти инвестсоглашений о строительстве гостиниц в центре города. Именно развитие гостиничного рынка за счет приглашения крупнейших мировых отельных сетей обозначило будущий почерк Максима Соколова и всей администрации города на время правления Валентины Матвиенко.
Несмотря на множество сорванных проектов и огромные затраты бюджета на то, чтобы не сорвались некоторые другие, мало кто в Петербурге сейчас возьмется сейчас судить Соколова за его неудачи. Он показывал отличные результаты, во многом благодаря его напору и хорошей наглости город стал богаче и красивее. Его уважали коллеги, отмечали начальники, ценили подчиненные. Многие девушки из команды Соколова были чуть ли не влюблены в него, и до сих пор вспоминают букеты и звонки от шефа на дни рождения.
После кризиса стало понятно, что Соколов уже вырос из своей должности. Он стал одним из двух петербуржцев, включенных в первую сотню «Президентского резерва». После этого он на 1,5 месяца был введен в состав правительства Петербурга, и уже с этого поста приглашен в Правительство РФ.
Немногие в Петербурге знали, чем он занимается на посту директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ. Мало кто вообще знали, что такой департамент существует. Однако для посвященных никаких секретов, конечно не было. Сам Соколов очень хорошо сумел сохранить старые связи в городе. Его часто видели на официальных мероприятиях и приемах. Круг его собеседников на таких мероприятих не сильно изменился.
О том, что Соколов станет министром транспорта, в Петербурге стало известно неделю назад. По слухам, интрига заключалась в том, что этой кандидатуре Владимира Путина, якобы сильно противится новый старый премьер Дмитрий Медведев. «На 99 % министром транспорта станет Максим Соколов. Но его категорически не хочет Медведев», – делились с журналистами своими сведениями петербургские бизнесмены еще 18 мая. Предчувствия их не обманули.



Андрей Жуков
Максим Соколов пришел в Смольный в 2004 году. Энергичный, молодой выходец из бизнеса сразу понравился журналистам. Соколов всегда был в хороших отношениях с прессой, особенно деловой. Его мобильный телефон был практически во всех петербургских редакциях, при этом складывалось впечатление, что общаться с журналистами молодому чиновнику очень приятно. При этом поводов обращаться к нему за информацией было предостаточно. Мало кто из журналистов имел понятие о том, что такое частно-государственное партнерство, концессии, плата за доступность и тому подобное. Соколов подробно излагал суть этих терминов, рассказывал о том, как идет поиск инвесторов, каким образом планируется возвращать вложения, какова мера ответственности городских властей в реализации того или иного проекта, как реформируется законодательство и в чем Петербург зависим от федеральных властей. Соколов практически никогда не отказывал в комментариях, и даже приезжая в город уже в роли федерального чиновника по-прежнему тепло относился к местной пишущей и снимающей братии.
До прихода во власть будущий министр работал генеральным директором «Корпорации С». Расцвет деятельности этой корпорации пришелся на те времена, когда губернатором Петербурга был Владимир Яковлев. В конце 90-х и начале 2000-х годов данной конторе, принадлежащей известному петербургскому бизнесмену Василию Сопромадзе, удавалось получать участки под строительство в таких местах, о которых любой девелопер мог только мечтать. «Корпорация С» строила здания в историческом центре Петербурга, рядом с Казанским собором, цирком, Манежной площадью. Будущий министр транспорта проработал генеральным директором в этой компании 5 лет, после чего оказался в Смольном. Нужно отметить, что к настоящему времени о «Корпорации С» мало что известно, а ее основатель Василий Сопромадзе уже несколько лет живет за границей.
В Смольном Соколов возглавил новый комитет – по инвестициям и стратегическим проектам. К последним относились проекты стоимостью в несколько миллиардов рублей, а чаще долларов. Предполагалось, что у каждого из таких проектов будет свой курирующий чиновник. Стратегические проекты получали полную поддержку Смольного. Главное – были бы деньги. Кандидатуры на посты стратегических инвесторов нашлись очень быстро. Это крупнейшие автомобильные концерны Toyota, GM, Nissan, а позднее и Hyundai, которые вызвались строить в городе сборочные предприятия. Следом потянулась шанхайская инвестиционная компания с девелоперским проектом «Балтийская жемчужина», потом Foxconn со строительством завода по производству высокотехнологичного компьютерного оборудования и прочие.
Еще одной новацией, появившейся в Смольном с приходом Максима Соколова, стали соглашения о частно-государственном партнерстве. Губернатор Валентина Матвиенко неоднократно отмечала первенство города в разработке законодательства о ГЧП. Примерно в середине нулевых годов появились и первые проекты, которые планировалось реализовать на данных условиях. Часть из них реализуется до сих пор, что-то уже сделано, от некоторых замыслов власти отказались.
Среди транспортных проектов, курируемых в свое время Соколовым и уже реализованных, можно отметить «Морской фасад» – пассажирский морской терминал, построенный на намывных территориях Васильевского острова. Постепенно реализуется Западный скоростной диаметр – платная скоростная автомагистраль, которая должна соединить между собой север и юг города – стоимостью в 212 млрд рублей. К настоящему времени в эксплуатацию сдан один участок ЗСД (около 10% от протяженности всей трассы).
Но были и откровенно провальные проекты, к числу которых относится Орловский тоннель, который со временем сильно подорожал, поэтому новый губернатор Петербурга Георгий Полтавченко решил от него отказаться. Мегапроекты «Надземный экспресс», реконструкция острова «Новая Голландия», «Апраксин двор» – все это зависло на неопределенный срок.
Соколов работал в Петербурге во времена, когда в городе не считали денег. Губернатору Матвиенко удалось договориться о перерегистрации в Петербурге некоторых крупных сырьевых компаний, кроме того, денег в город подкидывал федеральный центр во главе с главным петербуржцем страны. После ухода из Смольного Матвиенко и появления нового губернатора, которому с деньгами фартит явно меньше, выясняется, что многие из мегапроектов предыдущей администрации были плохо просчитаны.

 http://slon.ru/economics/chto_dumayut_o_novom_ministre_transporta_v_pitere_otkuda_on_perebralsya_v_moskvu-790979.xhtml

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Зачем нужны радикалы в Грузии?

Современная политика Грузии продолжает линию Саакашвили на сближение с Западом. Под благовидным предлогом страна, фактически, превращается в буферную зону интересов западных стран, отнюдь не нацеленных на установление тесных добрососедских контактов с Россией. Создавая из бывших советских республик, так называемый, «санитарный кордон», Запад формирует очаги нестабильности вокруг России. Одним из таких точек приложений западных усилий является и Грузия, страна с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения. И в этой связи интересен такой регион этой страны как Панкиси. Панкиси – богата на людей деятельных, одаренных, исторически связанная с основной частью Чечни она в том или виде вносила свою лепту в общественно-политическую жизнь всего чеченского народа. С распространением Ислама им удалось сохранить культуру, язык, менталитет. Вопрос ассимиляции по этой причине в качестве угрозы национальной самоидентификации ушёл на второй план. Националистические силы в самой Грузии вс

Лошадки, балласт и туристы

(результаты легкого наблюдения по ряду серьёзных и не очень, но организаций) Речь пойдет не о балласте в его техническом понимании, а о существе более разумного порядка. Его просто не выбросишь в случае надобности, с ним лишь изредка обходятся круто. Он как данность, как способ жизненного уклада. Балласт всегда рассчитывает на «доброго дядю». Речь о балласте в любой организации. Это явление имеет место быть даже в коммерческих предприятиях. И чем сильнее отягощена она теми или иными родственными или личностными (контрпродуктивными) отношениями, тем глубже это явление. Казалось бы, тянет ко дню, и чем восточнее хозяин предприятия, тем отягощен подобным балластом. Никуда при этом, не денешься - обидятся! Примерно подобное можно наблюдать и в государственной системе. Балласт может вызывать целую палитру разнообразных эмоций, порой становясь субъектами быстротекущих пересуд и наспех сочиненных анекдотов. Не так страшен работяга с его ошибками, как представитель балласта: это вообще закоре

Эйдманизация сознания

Нынешнее либеральное сообщество  приобрело формы развития в виде некой синусоиды. Отвечая на внешние раздражители, то увеличивается, то понижается соотношение величин X и Y, где первым задано то или иное событие-раздражитель, а вторым идет – величина страха либерала. Небезызвестный герой Мюнхгаузен не зря произнес:  «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».  Действительно, смотря на некоторых из либеральной среды, удивляешься, какой леший их заманил в такие дебри. Первое впечатление как о чем-то стоящем, достойном улетучивается как нечто эфемерное, внимательно рассматривая тот или иной объект. В данном случае «бес попутал» гражданина без Родины Игоря Эйдмана, двоюродного брата Б.Немцова. Активно публикующего свои «труды» на просторах интернета, сетующего в последнее время на сложности в столь «титаническом труде» на различного рода обстоятельства. Видящий во всех неудачах «руку Путина», Эйдман ударяется в самые тяжкие