К основному контенту

Персидская каллиграфия: почерки и история



Насталик


Хатт-Нагаши

Следует отметить, что некое подобие каллиграфии существовало в Иране ещё в доисламскую, зороастрийскую эпоху. Однако именно после принятия Ислама персы оказали неоценимое влияние на исламскую каллиграфию, используя уже существовавшие у арабов почерки и изобретая новые, свои собственные. Причём, развивал каллиграфию не только Иран, но и страны, некогда подвластные Персии, – Афганистан, страны Средней Азии, Пакистан и даже Индия.

 КУФИ, НАСХ и СУЛЬС
Три вышеназванных почерка являются основными почерками традиционной арабской каллиграфии. КУФИ - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, чётким геометрическим формам. Господствовал до XII в. И сегодня он канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана. НАСХ ("переписка"), строгий горизонтальный почерк, использовался, как следует из названия, для переписки текста Корана и хадисов. СУЛЬС ("одна треть") включает криволинейные и прямолинейные элементы, которые соотносятся в пропорции 1/3, что придаёт почерку особую гибкость.
Знакомство иранцев с исламской каллиграфией началось с этих трёх почерков. В стране особое распространение получили школы "насха" и "сульса", поскольку именно они использовались в архитектуре для украшения мечетей и священных для мусульман зданий.

Куфи



Насх



Сульс


ТАЛИК

Творчески перерабатывая арабские почерки, иранцы разработали свой, особый вариант "насха" - ТАЛИК ("скорописный" или "быстрый в исполнении"). "Талик" отличался большим числом закруглённых, как бы природных линий, в отличие от жёстких, геометризованных арабских почерков. Важно отметить, что в арабской культуре каллиграфия, в основном, использовалась в религиозных целях. Персы же, помимо всего остального, так составляли официальные, административные документы, – отсюда и потребность в "скорописи".


Талик



Талик


НАСТАЛИК
В период владычества Тимуридов (сер. XV в.) знаменитый каллигграф Мир Али Табризи предложил совершенно новый, также скорописный почерк, с тех пор ставший одним из ведущих в Иране – НАСТАЛИК. Как легко догадаться, получился он путём соединения "насха" с "таликом". Очень многие быстро переняли него: особенно часто "насталиком" писали книги и поэтические сборники, любовные письма и административные предписания. До сих пор стихи Хафиза, Саади, Руми и других знаменитых поэтов издают именно с использованием "насталика" . Он действительно очень красив и недаром заслужил звание "невесты исламских почерков".
Следует также упомянуть, что "насталик" подвергся серьёзным изменениям при Мир Эмаде, во времена Шаха Аббаса (нач. XVII в.). Именно переработанный им почерк используется иранцами и сегодня, по прошествии 400 лет. Кроме того, "насталик" очень популярен в Средней Азии, Пакистане и Индии.

Насталик



Насталик



Насталик



Насталик



Насталик



Насталик


ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК
В конце XVII в. Мортеза Голи-хан Шамлу (правитель Герата, в то время входившего в состав Персии) изобрёл новый почерк – ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК ("насталик-курсив", или "ломаный насталик"). Придумывать подобную инновацию его вынудила необходимость: секретари и министры попросту не справлялись с потоком документов, поскольку на запись привычным "насталиком" требовалось слишком много времени. Нужен был почерк, позволявший писать быстрее, – и Голи-хан нашёл решение.

Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик


ПЕЧАТНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ и СИЙЯХ-МАШХ
В эпоху Каджаров (XIX в.) в истории иранской каллиграфии произошёл перелом. С модернизацией появился печатный станок, – каллиграфия становилась всё проще, отвечая потребностям людей. Разумеется, параллельно она утратила часть своей эстетической ценности: печатные оттиски позволяли использовать её где угодно и писать что и как угодно.
Мирза Мохаммад Реза Калхор – составитель томов с путевыми заметками Насреддин Шаха - внёс очередное изменение в "насталик": для удобства заполнения печатной формы чернилами буквы и штрихи сделались несколько толще.
Кроме того, в это же время в каллиграфии была разработана техника СИЙЯХ-МАШХ: слова и буквы повторялись много-много раз, так, что фон каллиграфического рисунка становился чёрным.

Сийях-Машх



Сийях-Машх


КАЛЛИГРАФИЯ СЕГОДНЯ
В 1950-х годах было создано Общество иранских каллиграфов, что вдохнуло новую жизнь в древнее искусство. Кроме того, в 1960-х – 1970-х годах в Иране начала развиваться рекламная индустрия, – нужны были логотипы, сочетания букв и рисунков, и иранцы вновь обратились к каллиграфии. С тех пор она не теряла своей популярности. Стоит отметить, что параллельно развивались две школы "насталика": традиционная и новая, осовремененная. Появился также самый новый из известных на сегодня почерков персидской каллиграфии – МОАЛЛА.
Сегодня в Иране широко известны имена таких мастеров каллиграфии как Голламхоссейн Амирхани, Ятолла Габолли, Мохаммад Эхса (изобретатель сочетания элементов каллиграфии с живописью (ХАТТ-НАГАШИ или ХАТТАШИ)), Насролла Афджеи, Хоссейн Зендеруди.
Работы современных каллиграфов, (в особенности в стиле "хатташи"), высоко ценятся в мире и продаются с аукционов за миллионы долларов, причём основными покупателями являются западные ценители. В то же время, не менее дорогие произведения старых каллиграфов (XVII – XIX вв.) на аукционах уходят за столь же значительные суммы, – но их чаще приобретают представители мусульманских стран.

Моалла



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши


ТАСХИБ
Отдельно стоит рассказать об искусстве украшения текста, под названием ТАСХИБ («золочение»). В первые века Ислама арабы, а затем и персы, использовали особые узоры для украшения главной фразы Корана «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного». Позднее украшать стали уже все слова на странице, заполняя орнаментами промежутки между строками и рамку по краю. Считалось, что слово Бога настолько свято и прекрасно, что даже пространство вокруг него на бумаге следует выделять краской с частичками золота («захаб»).
Через какое-то время «тасхиб» превратился в отдельный вид искусства: нередко, после того как каллиграф заканчивал переписку страницы Корана, за украшение рамки вокруг текста принимался мастер «тасхиба». Школы «тасхиба» популярны в Иране и по сей день.


Тасхиб
 
Дорогие друзья, напоминаю, что мы ждём вас всех на Неделе культуры Ирана в России, в рамках которой будет проходить и выставка, включающая в себя работы мастеров иранской каллиграфии! Вход для всех - свободный. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Зачем нужны радикалы в Грузии?

Современная политика Грузии продолжает линию Саакашвили на сближение с Западом. Под благовидным предлогом страна, фактически, превращается в буферную зону интересов западных стран, отнюдь не нацеленных на установление тесных добрососедских контактов с Россией. Создавая из бывших советских республик, так называемый, «санитарный кордон», Запад формирует очаги нестабильности вокруг России. Одним из таких точек приложений западных усилий является и Грузия, страна с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения. И в этой связи интересен такой регион этой страны как Панкиси. Панкиси – богата на людей деятельных, одаренных, исторически связанная с основной частью Чечни она в том или виде вносила свою лепту в общественно-политическую жизнь всего чеченского народа. С распространением Ислама им удалось сохранить культуру, язык, менталитет. Вопрос ассимиляции по этой причине в качестве угрозы национальной самоидентификации ушёл на второй план. Националистические силы в самой Грузии вс

Лошадки, балласт и туристы

(результаты легкого наблюдения по ряду серьёзных и не очень, но организаций) Речь пойдет не о балласте в его техническом понимании, а о существе более разумного порядка. Его просто не выбросишь в случае надобности, с ним лишь изредка обходятся круто. Он как данность, как способ жизненного уклада. Балласт всегда рассчитывает на «доброго дядю». Речь о балласте в любой организации. Это явление имеет место быть даже в коммерческих предприятиях. И чем сильнее отягощена она теми или иными родственными или личностными (контрпродуктивными) отношениями, тем глубже это явление. Казалось бы, тянет ко дню, и чем восточнее хозяин предприятия, тем отягощен подобным балластом. Никуда при этом, не денешься - обидятся! Примерно подобное можно наблюдать и в государственной системе. Балласт может вызывать целую палитру разнообразных эмоций, порой становясь субъектами быстротекущих пересуд и наспех сочиненных анекдотов. Не так страшен работяга с его ошибками, как представитель балласта: это вообще закоре

Эйдманизация сознания

Нынешнее либеральное сообщество  приобрело формы развития в виде некой синусоиды. Отвечая на внешние раздражители, то увеличивается, то понижается соотношение величин X и Y, где первым задано то или иное событие-раздражитель, а вторым идет – величина страха либерала. Небезызвестный герой Мюнхгаузен не зря произнес:  «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».  Действительно, смотря на некоторых из либеральной среды, удивляешься, какой леший их заманил в такие дебри. Первое впечатление как о чем-то стоящем, достойном улетучивается как нечто эфемерное, внимательно рассматривая тот или иной объект. В данном случае «бес попутал» гражданина без Родины Игоря Эйдмана, двоюродного брата Б.Немцова. Активно публикующего свои «труды» на просторах интернета, сетующего в последнее время на сложности в столь «титаническом труде» на различного рода обстоятельства. Видящий во всех неудачах «руку Путина», Эйдман ударяется в самые тяжкие