Мы живем во временах, когда любая война превращается в шоу. Гибель людей в статистику, нас постепенно приучают к единицам, кровь, как антураж видеофильма. Как писал Ремарка в своем романе «Черный обелиск»: «Но, видно, всегда так бывает: смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика». Человек быстро привыкает к виду чужой крови, атрофированные чувства всё больше требуют будоражащих зрелищ. Тем самым удовлетворяя свои низкие моральные позывы, человек- телевизор становится безразличным к происходящему: ведь это происходит не с ним. А особо остро воспринимающие сирийские события идут иногда на необдуманные шаги. Пока медийная публика развлекается таким образом, там в Сирии, гибнут люди. По официальным данным число погибших достигло 70 тыс. человек. По сообщениям СМИ: «По данным анализа, проведённого Управлением ООН по правам человека, с марта 2011 года по апрель 2013 года в Сирии было убито 92901 человек. Ещё в ноябре эта цифра составляла 60 тысяч»: http://bit.ly/1bUGtnL , по данным того же ООН количество беженцев превысило 1, 5 млн. человек: http://bit.ly/14ibnUF .
Начавшиеся еще с марта 2011 года мирные антиправительственные выступления переросли в вооруженное сопротивление. Первоначальное игнорирование требований митингующих поначалу породило у руководства Сирии иллюзию локальности, ограниченности выступлений. Первоначально и сами митингующие не выставляли резких политических требований, основная масса которых касалась выборов в муниципалитеты и борьба с коррупцией, пронизавшей всю власть религиозных миноритариев шиитов-алавитов. Что исповедают шииты- алавиты, «крайние» шииты ясно, если учесть тот факт, что они по мировоззрению близки исмаилитам, а в догматике есть даже своя троица. В самые благополучные для семьи Асадов времена всё же были бунты. Вспомним тот же Хомс. Пытки, сдирание кожи, внесудебные расстрелы, расправы, уничтожение семей оппозиционеров – всё это было. Установленный жестокий контроль давал некую стабильность в экономике. Работа сирийских мухабарат всегда ощущалась: в мечетях, в учреждениях не проводились собрания студентов, просто прихожан без присутствия представителя сирийских спецслужб. Их знали уже в лицо, и никто не удивлялся пристальному вниманию. Постоянно держать сжатый кулак невозможно, назревавшие политические перемены требовали решительной воли властей Сирии.
Можно разделить на 2 стадии сирийские волнения: мирная и вооруженная. Руководство Сирии упустив возможность мирных преобразований, дали повод для того, чтобы внешние факторы начали свою разрушительную работу. Фаза вооруженного противостояние дошла до того, что террористическими методами уже никто не брезгует. Соответственно, обозначить проблему, как террористическая угроза и ввести в действие полагающийся механизм подавления сопротивления стало для Асада возможностью позиционировать себя в качестве борца за страну. Тем самым, стать в глазах мирового сообщества жертвой, а не убийцей, защитником демократии, а не тираном. Официальная точка зрения сирийского руководства была выражена словами замминистра иностранных дел Сирии Фейсалом Микдадом: «Совет Безопасности ООН недавно утвердил решение о внесении группировок, действующих в Сирии, в свой список террористических организаций. Исходя из этого, мы считаем своим долгом выполнение решений ООН по борьбе с терроризмом, именно это и является целью военных операций, проводимых сирийской армией на всей территории страны»:http://bit.ly/19QeKIk . Наличие террористов никто не исключает, но решение внутриполитических проблем путем переключения внимания на тему борьбу с терроризмом – шаг пагубный. Асад фактически своими действиями породил террористическую угрозу, упустив шанс на мирное разрешение противоречий.
В наши дни под влиянием, так называемой, «арабской весны» первые особо активные выступления пошли с г. Хомс. Этот город помнил «железную руку» отца Б. Асада Хафиза Асада. Сыну припомнили грехи его отца. Началось противостояние, жесткому витку которого способствовали первые шаги руководства Сирии. Они были ошибочны: расстрелы, гонения вместо диалога. Попытка провести «карманные» выборы, создать надстройку над создающейся политической оппозиции. Это в свою очередь развязало руки внешним силам для того, чтобы решить проблему Асадов. Лига арабских стран с 16 октября 2011 года временно лишают членства. Шаг явно направленный на то, чтобы позволить включить в инструменты давления военный арсенал. Это и было сделано: самые активные участники Саудия, Египет и Катар стали в авангарде. Ирак, кстати, воздержался в виду того, что в нынешней раскладке сил, там у власти шииты, что себя не заставило долго ждать: военная поддержка Асада осуществляется, как на территории Сирии, так и, собственно говоря, в Ираке, вооруженные силы Ирака ведут операции в приграничной зоне.
Будучи религиозным миноритарием, шииты- алавиты (16%), желая удержать все позиции, проявляют большую активность. Что не скажешь о христианах (10%), выражающих настроения невмешательства. И это верно. Несмотря на устраиваемые провокации, они все же держаться нейтралитета. При этом, в адрес вооруженной оппозиции ими посылаются недвусмысленные намеки на то, что в случае продолжения провокаций с их стороны, они примут асадовскую сторону. А это чревато нагнетанием ситуации, при этом, им не придется рассчитывать на поддержку своих единоверцев в Ливане. Зная активность христианских сил в том же Ливане, непременно воспользующихся появившемся коридором, Ливан попытается уменьшить шиитское влияние в собственной стране. Пестрая политико- религиозная картина способствует созданию временных союзов. Так, Израиль налаживает тесные контакты с Египтом, Ливан с Саудией. Последняя настойчиво ведет политику по поддержке оппозиции. Ясно, что конфликт из локального давно перерос в региональный, и это не может не вызывать обеспокоенность России.
Очевидно, что подталкиваемые США страны залива ведут свою давнюю междоусобицу. Четко уже очерчен фронт: суннитская дуга Ливия- Египет- Саудия- Катар против альянса Сирия- Иран- Хезболла. Касаемо последнего, следует сказать, что данная организация начала свое существование после Первой ливанской войной 1982 года, когда вторжение Израиля. «Государством в государстве» он стал уже через несколько лет, когда официальные власти Ливана вообще не смели ступать на контролируемые организацией земли. Участвуя активно в местных выборах в парламент Ливана, имеет свои постоянные места. Т.е., на лицо факт бессилия официальных властей Ливана установить свою юрисдикцию на всей территории и легитимация террористической организации. Чему способствуют антизападные настроения в ливанской среде, где прозападные силы в основном представлены ливанскими христианами и либералами. По сути, Хезболла открыл второй фронт в Сирии, поставив по сообщения в СМИ 5 тыс. человек: . Есть погибшие, официально объявленные таковыми Хезболлой: «В официальном заявлении “Хизбаллы”, появившимся в ночь на 20 мая, движение “с гордостью публикует” имена 12 убитых»: http://bit.ly/15iSiQW . Помимо этого не менее 1, 5 тыс. добровольцев шиитов Ирака воюет на стороне Асада. Сам Иран объявил после президентских выборов, что направит 4 тыс. военнослужащих в зону конфликта. Примечательно, что это заявление прозвучало после избрания центриста Хассана Роухани, (50,71% проголосовало за него), высказывавшегося ранее за диалог с Западом. Значимость Хезболлы велика для Асада. Вспомним удачное взятие ключевого города аль-Кусейр, граничащий с севером Ливана, где без поддержки Хезболла успех вряд ли был на стороне Асада, безуспешно пытавшегося взять этот город.
Как давний оппонент Хезболлы, Израиль будет ждать повода для вторжения в Ливан и воздушную операцию в Сирии. Благо нотки по бесполётной зоны в Сирии уже прозвучали в Египте. Этот унисон не удивителен, зная тесные контакты новой власти в Египте с США. Россия категорически против. Так, МИД РФ в лице А. Лукашевича, на пресс-конференции перед началом переговоров президента США и РФ, заявил следующее: «У нас очень четкая и принципиальная позиция. Все эти маневры вокруг бесполетных зон и различных гуманитарных коридоров – это прямое следствие неуважения международного права. То, как вводится такая зона, и то, как реализуются такие решения, мы конкретно видели на примере Ливии. Мы не хотим такого повторения в отношении сирийского конфликта. Мы принципиально не допустим такого сценария»: http://bit.ly/12QYbdy . Очевидно, что Россия постарается не допустить новой Ливии у себя под боком. Считать проведенную Израилем воздушную операцию в Сирии безрассудством всё же не следует: они сделали то, что позволяла ситуация, когда слабость режима Асада очевидна. Активность Израиля напрямую будет зависеть от действий сил оппозиции. Соответственно, после успехов асадовских сил в аль-Кусейре (08.062013г.), Израиль будет по осторожнее себя вести.
Силами арабских стран США пытаются установить новый порядок в регионе. Очевидно, что сами Штаты на прямую конфронтацию, т.е., по иракскому сценарию не пойдут. Чужими руками попытаются решать свои геополитические проблемы. Главная их которых – Иран. Ведь с падением режима в этой стране погибнет и Хезболла, вопрос с Сирией решится сам в виду превалирования там суннитсткого большинства и панических настроений среди её жителей, уставших от бойни. Примечательны настроения, царящие в тех же лагерях беженцев в Турции. Судя по настроениям, там преобладают те, что выражают усталость от войны, низкий уровень проасадовских позиций, чаще встречаются именно антиправительственные настроения. В целом, все эти настроения можно было бы выразить словами одного сирийского беженца: «Мы не хотим войны. Хоть Асад, хоть другие — неважно. Просто не надо воевать»: http://bit.ly/12JmloV . Действительно, простым людям, учитывая то, что они еще и восточные люди, стабильность превыше, личной свободы. Восток не Запад. Естественно, те, кто думает, что привнеся в жизнь Востока западные ценности, получит успех, сильно ошибается. Вмешательство западных стран во внутренние дела восточных стран происходит при нарушении последними договоренностей сателлита или как здесь – ситуация ликвидации регионального конкурента. Запад боится усиления шиизма, имеющего пророссийскую направленность. Как бы не были восприняты положительно слова Хассана Роухани в США, все же кардинальных перемен в политике с Россией не следует ждать, т.е., Иран не сменить российский курс на прозападный. Иначе теряется сама суть идей иранской революции 1979 года.
США будет пытаться заручиться поддержкой мирового сообщества. Да, так легко, как по Ираку или Ливии не получится. Но «работа» восточных сателлитов приведет к факту, к точке невозврата, когда США будет представлено в качестве пожарника. Штаты пока в тени, они не вышли на сцену сыграть свою основную роль, роль миротворца. Да, Сирия не богата природными ресурсами, и найденные там запасы газа вряд ли прельщают Штаты. Сирия, как промежуточное звено в укреплении своего диктата в регионе. Американская демократия пропитана идеей прозелитизма, что ярко прослеживается по её насаждению на Востоке. В этой связи уместно упомянуть слова Пол К. Робертса, вопрошающего в своей статье «Западная Демократия – реальность или показуха?»: «В течении десятилетия правительство США и их марионетки из НАТО убивали мусульманских мужчин, женщин и детей ради того, чтобы принести им демократию. Но есть ли демократия на самом Западе?»: http://bit.ly/zuS2kn . Как верящий в человеческие идеалы, Пол К. Робертс не может согласиться с варварской интерпретацией основ демократии.
Высказывания некоторых российских политологов, считающих, что конфликт в Сирии носит лишь локальный, региональный характер, конфликт между суннитами и шиитами, не выдерживает критики. Оперируя лишь поверхностными данными, создается ошибочное представление о ситуации в регионе. Реальные политические проблемы умело переведены в плоскость вооруженного противостояния. Запад не намерен сидеть сложа руки: вооружение оппозиции на первом плане. При этом, слышны разговоры о мирном урегулировании конфликта. Получается, на первый взгляд каша: и оружие даем, и о мире говорим. В данном случае, важны дела, а они говорят нам о том, что Запад не остановится ни перед чем. Чтобы свергнуть Асада. Чего стоит с подачи США тема химического оружия. Анализируя саму эту тему, ясно становится, как необходимо США оправдание своих последующих действий. Обаме ничего не остается, как выйти с «разоблачениями» по химическому оружию. Ему верит лишь давний друг Британия. При этом, сказано уникальное: «Ранее представитель госдепартамента Джен Псаки заявила, что США на сегодняшний день не располагают новыми доказательствами применения химоружия в Сирии. Политическое сообщество давно обсуждает тему возможного применения химического оружия на территории Сирии. Так, президент США Барак Обама в апреле заявил, что у его страны есть точные сведения об использовании химического оружия в арабской республике, но при этом неизвестно, кем оно применялось»: http://bit.ly/17KuThM .
Вооруженная сирийская оппозиция почти в котле. Наемники воюют с обеих сторон. Но акцентировать внимание на теме наемников не следует. Не они начали конфронтацию и не им её завершать. Они как катализатор конфликта, суть которого все же лежит во внутренних противоречиях в самой Сирии. И никаких наёмников там не было бы, если не провальная внутренняя политика Асада.
Чем-то напоминает преддверие нашествия американских войск в Ирак. Тогда тоже была тема с оружием массового поражения. В том случае, ядерное. К чему привела работа «миротворцев» все видят. Диктатор был смещен, на его место пришел хаос, при этом, как ни странно, не пострадал нефтекомплекс этой страны. Россия здесь проявила волю. Так, «глава МИД РФ Сергей Лавров заявлял, что тема применения химического оружия в Сирии становится предметом спекуляций и провокаций»: http://bit.ly/19Qf7Cz . Ясно, что России не нужен полыхающий регион под боком. Падение Сирии ознаменует тему террористической активности в российских территориях: Северный Кавказ и Урал. Дело не в предпочтении российскими властями шиитских сил на Востоке, а в сложившейся после Второй Мировой войны раскладке сил в том регионе. Проамерикански настроенный Персидский залив и тающее на глазах советское наследие былой дружбы.
Политическое поле, засеивающее Западом семенами хаоса, не может не настораживать Россию, страну пережившую политические потрясения. России требуется спокойный сосед. Видя удручающую картину по насаждению американской демократии, мусульмане России вряд ли захотят участвовать в авантюрах на Востоке. Участвующие выходцы из России на стороне сирийской оппозиции не являются устойчивым тредном отношения вообще всех российских мусульман к тому конфликту. В СМИ раскручивается «чеченская тема» по Сирии. При этом, не упоминаются лица иных национальностей. Почему? Ответ можно найти, если не забыть ту истерию, что закатили в западных СМИ по делу «бостонских террористов». В сети уйма материалов, указывающих на то, что это дело рук самих американских спецслужб. Номер «держите вора!» и сейчас в чести у них: любое упоминание чеченской тематики, как аргумент в диалоге с несговорчивой Россией. Уверен, Россия не пойдет на попятную, как в ситуации с Ливией. Тогда эта заварушка стоила авторитета страны, сейчас на кону - её целостность. Не разумно этого не замечать.
Комментарии
Отправить комментарий