К основному контенту

Право сильного, иного не дано

Военный историк. Родился 15 июня 2012 в 1967 году. Автор книги "Бородинская битва". Ведущий Исторического форума на Тупичке. Автор живого журнала sha_julin.lj.ru
 

Когда в мире происходит очередная межгосударственная бандитская разборка с рэкетом, типа событий в Ливии — мир немного вздрагивает и быстро успокаивается. Ведь это из-за того, что Муаммар был невменяемым тираном. С нами такого не случится.
И вот назревает очередной «рэкетирский наезд» сильных стран на очередную слабую жертву — но мало кто верит в серьёзность намерений. Мудрые люди говорят - «ничего не будет, ведь существует система международного права, а ведущие мировые державы — это не оголтелые грабители, а цивилизованные демократические страны.» И мудрых людей не смущают такие редкие отдельные эксцессы, как Ирак, Афганистан, Югославия, Ливия, Египет, Тунис, Судан, Йемен — ведь там сами правители были виноваты и довели страну до таких неприятных последствий.
Я не стану убеждать мудрых людей в том, что цивилизованные демократические страны с лёгкостью выступают международными рэкетирами и гопниками. Не буду убеждать и в том, что право базируется только на силе тех, кто к нему апеллирует и заставляет его использовать. Лишь приведу пример того, как работало это «международное право» в истории России.
Время — середина 19 века. Уже после Наполеоновский войн, когда Венский конгресс установил в Европе мир, согласие и справедливость под эгидой благородных держав-победительниц.
Пример — Датско-Прусская война 1848 — 1850 годов.
Одна из сторон в этой войне — жертва, королевство Дания. Когда-то могущественная европейская держава, державшая под своей властью Швецию и Норвегию, имевшая заморские владения о мощнейший флот, к середине 19 века Дания подошла весьма посредственной страной, не игравшей заметной роли на международной арене.
Бывшие вассалы давно освободились, людские и промышленные ресурсы относительно невелики. Но Дания продолжала контролировать очень «денежные» Датские проливы, и сохраняла владения в Германии, пользуясь раздробленностью этой страны.
Вторая сторона — агрессор, королевство Пруссия. Более молодая, стремительно набирающая силу и политический вес держава, заявившая о своём намерении объединить Германию под своей короной.
Как всё началось? Сначала, под действием революций в Европе, в том числе и в Германии, началось сепаратистское движение в Шлезвиге и Гольштейне. Шлезвиг-Гольштейн получил военную помощь от Германского союза и начал боевые действия против Дании. Датчане, не без труда, разбили сепаратистов. Тогда на территорию Дании вступили прусско-саксонско-ганноверские войска.
Ничего не напоминает из сегодняшнего дня?
Под давлением Англии, Франции и России начались переговоры, по которым получился «компромисс» - Дания и Пруссия «слегка» участвуют в управлении Шлезвиг-Гольштейном. Но пруссаки продолжали вламываться на территорию Датского королевства. А условия «компромисса» постоянно пересматривались. (И снова только мне видится что-то знакомое в применении международного права?)
Но вот Николаю I надоел этот зоопарк. И он послал мощную эскадры в помощь Дании, дав её командиру Епанчину большие полномочия. Существует легенда, что, Епанчин сказал королю: “Не бойся, король Датский, Епанчин с тобою!”. Российская империя была больше и сильнее Пруссии и продемонстрировала решимость более не смотреть на бардак. Прусаки заключили мир с Данией, восстановив довоенные границы. А сепаратистов, оставшихся без поддержки, датчане скоро придушили. В благодарность датский король Фридрих VII Ольденбург 18 сентября 1850 года посетил эскадру и пожаловал вице-адмиралу Епанчину знаки ордена Данеброга 1-й степени с бриллиантами.
Вот так, мощным пинком по мордасам, сработало «международное право».
Спустя столетие ничего в мире не изменилось.
Получивший независимость Египет получил её без Суэцкого канала. А когда египтяне отказались следовать договорам, навязанным Египту его хозяевами в колониальном прошлом — началась англо-франко-израильская интервенция. Кстати, интервенция вполне успешная. И созданная после Второй Мировой державами-победительницами для мира, согласия и справедливости Организация Объединённых Наций «несколько запуталась» в том, кто виноват, кто прав. И в ООН случился досадный раскол, парализовавший работу этой прекрасной организации.
Но вот Хрущёву надоел этот зоопарк. И он заявил, что если интервенты не уймутся и не уберутся бегом из Египта — вмажет по ним ядерными ракетами. СССР был больше и сильнее интервентов и продемонстрировал решимость более не смотреть на бардак. Англичане с французами бросились к своему главному союзнику — США. Что делать то? Американцы союзникам пояснили, что «эти могут и врезать, так что лучше убираться». И интервенты убрались из Египта.
Снова тонкая дипломатия и международное право победили беззаконие и агрессию.
Но, конечно, всем мудрым людям ясно, что система международного права и цивилизованные демократические страны надёжно защитят более слабые страны от более сильных и сделают невозможной агрессию! Ведь Право очевидно для всех, незыблемо и самодостаточно.


Оригинал:http://www.odnako.org/blogs/show_19049/

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Зачем нужны радикалы в Грузии?

Современная политика Грузии продолжает линию Саакашвили на сближение с Западом. Под благовидным предлогом страна, фактически, превращается в буферную зону интересов западных стран, отнюдь не нацеленных на установление тесных добрососедских контактов с Россией. Создавая из бывших советских республик, так называемый, «санитарный кордон», Запад формирует очаги нестабильности вокруг России. Одним из таких точек приложений западных усилий является и Грузия, страна с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения. И в этой связи интересен такой регион этой страны как Панкиси. Панкиси – богата на людей деятельных, одаренных, исторически связанная с основной частью Чечни она в том или виде вносила свою лепту в общественно-политическую жизнь всего чеченского народа. С распространением Ислама им удалось сохранить культуру, язык, менталитет. Вопрос ассимиляции по этой причине в качестве угрозы национальной самоидентификации ушёл на второй план. Националистические силы в самой Грузии вс

Лошадки, балласт и туристы

(результаты легкого наблюдения по ряду серьёзных и не очень, но организаций) Речь пойдет не о балласте в его техническом понимании, а о существе более разумного порядка. Его просто не выбросишь в случае надобности, с ним лишь изредка обходятся круто. Он как данность, как способ жизненного уклада. Балласт всегда рассчитывает на «доброго дядю». Речь о балласте в любой организации. Это явление имеет место быть даже в коммерческих предприятиях. И чем сильнее отягощена она теми или иными родственными или личностными (контрпродуктивными) отношениями, тем глубже это явление. Казалось бы, тянет ко дню, и чем восточнее хозяин предприятия, тем отягощен подобным балластом. Никуда при этом, не денешься - обидятся! Примерно подобное можно наблюдать и в государственной системе. Балласт может вызывать целую палитру разнообразных эмоций, порой становясь субъектами быстротекущих пересуд и наспех сочиненных анекдотов. Не так страшен работяга с его ошибками, как представитель балласта: это вообще закоре

Эйдманизация сознания

Нынешнее либеральное сообщество  приобрело формы развития в виде некой синусоиды. Отвечая на внешние раздражители, то увеличивается, то понижается соотношение величин X и Y, где первым задано то или иное событие-раздражитель, а вторым идет – величина страха либерала. Небезызвестный герой Мюнхгаузен не зря произнес:  «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».  Действительно, смотря на некоторых из либеральной среды, удивляешься, какой леший их заманил в такие дебри. Первое впечатление как о чем-то стоящем, достойном улетучивается как нечто эфемерное, внимательно рассматривая тот или иной объект. В данном случае «бес попутал» гражданина без Родины Игоря Эйдмана, двоюродного брата Б.Немцова. Активно публикующего свои «труды» на просторах интернета, сетующего в последнее время на сложности в столь «титаническом труде» на различного рода обстоятельства. Видящий во всех неудачах «руку Путина», Эйдман ударяется в самые тяжкие