К основному контенту

Война в Сирии - лишь часть плана США по большому переделу границ. Часть 1


Спецкор «КП» Дарья Асламова отправилась в Турцию - страну НАТО, которая стала плацдармом для боевых отрядов сирийской оппозиции
После того как Сирия будет разорвана гражданской войной на куски, огромную территорию - от Черного моря до гор Памира - ждет великая перекройка стран и народов. Чтобы убедиться в этом, спецкор «КП» Дарья АСЛАМОВА отправилась в Турцию - страну НАТО, которая стала плацдармом для боевых отрядов сирийской оппозиции.

БОРОДА И «КАЛАШНИКОВ»
Мой новый приятель - сирийский журналист Мухаммед - только начал отращивать бороду. «Зачем? - удивляюсь я. - Она тебя старит. Вообще мужчины с бородой редко выглядят опрятными». «Ты понимаешь, я собираюсь вскоре перейти турецко-сирийскую границу и поехать в горы к повстанцам. А там как-то без бороды неприлично. Не хочу выглядеть чужаком».
Стамбул. Мы пьем пиво на шумной площади Таксим в известной кафешке «Китченет», куда часто заглядывают сирийские революционеры. Нынешний Стамбул кишмя кишит сирийскими оппозиционерами всех мастей - контрабандистами, ловкими политиканами, романтиками, напуганной интеллигенцией, боевиками, приехавшими на отдых или «порешать вопросы», да и просто беженцами. Турция снисходительно и покровительственно смотрит на то, что в Стамбуле обосновался штаб повстанцев под названием «Сирийский национальный совет» (СНС). Его главарей трудно застать на месте, они все время в пути, в поисках средств, политических связей и оружия. Их маршруты известны - Доха (Катар), Саудовская Аравия, Лондон, Вашингтон и Париж.
Ко мне на встречу в кафе приходят молодые, энергичные ребята из СНС. Всем - чуть больше тридцати, и они лишь несколько месяцев назад бежали из Сирии. У всех - состояние эйфории и даже какой-то свирепой радости. Накануне в Дамаске произошел невиданный теракт, безжалостно и хирургически точно уничтоживший пятерых силовиков президента Башара Асада - министра обороны, руководителя разведки, экс-министра обороны (зятя Асада), главу следственного аппарата и помощника вице-президента по военным вопросам. Общая реакция ликования сводится к тому, что «мы теперь не банда, а серьезные люди, раз можем убить серьезных людей».
- Чему же вы так радуетесь? - не выдерживаю я. - Это же теракт!
- Неверный подход! - возражает самый крутой из революционеров, член генерального секретариата Сирийского национального совета Манхал Бариш. - Это не теракт, потому что никто из гражданских лиц не пострадал. Был убит противник, очень аккуратно и профессионально. Это организованная атака, уровнем которой могли бы гордиться КГБ или Моссад. То, что случилось, лишь доказывает, что наши повстанцы - не какие-нибудь бандиты, а регулярная армия. Мы очень горды этим фактом!


1
Чтобы проникнуть в штаб Сирийской свободной армии (ССА) на границе Турции и Сирии, нашему спецкору Дарье Асламовой пришлось надеть хиджаб

ХОТИМ МИЛЛИАРД
Несмотря на «победу», разговор возвращается к насущным заботам о деньгах и оружии.
- Все эти организации вроде «Друзей Сирии» - сплошная болтовня, - горячится Хасан Касем, бывший учитель арабского языка и литературы, а ныне член СНС. - Вспомните, что мировое сообщество сделало для Ливии? Оно ввело беспилотную зону, как только в Бенгази началась заварушка. Это при том, что Бенгази - даже не столица, как Дамаск, где уже идут уличные бои. И никто не хочет двинуть задницу ради нас! А нам нужно оружие высокого качества, нужны танки не для оборонительных, а для наступательных операций. Сколько можно воевать «калашниковыми», которыми забит весь Ближний Восток?
- Все думают, что у нас денег куры не клюют. Ну Катар раскошелился на 15 миллионов долларов, да Арабские Эмираты дали пять миллионов, - говорит Манхал Бариш. - Этого едва хватает, чтобы прокормить беженцев.
- А сколько же вам нужно?
- Чтобы победить, нужен как минимум миллиард долларов. Может, вы, русские, нам подкинете?

Все хохочут над уместной шуткой.

- Это зависит от того, что вы нам предложите, - парирую я. - А зачем вообще ваши люди ездили в Россию на переговоры месяц назад?
- Только зря проездили, - злится Хасан Касем. - Русские от имени Лаврова сами нас пригласили. Если Россия хочет выступать посредником между воюющими сторонами, она должна быть именно МЕЖДУ, а не на одной стороне. А русские сразу выдвигают условия и настаивают на их выполнении: мол, даже не думайте о Сирии без Асада. У наших людей вообще было ощущение, что они разговаривают с сирийским режимом, а не с Россией. Мы не против диалога. Если Асад уйдет, мы в принципе готовы говорить с людьми из его режима. Но только с теми, у кого нет крови на руках.
- Ну в таком случае вы не готовы говорить с серьезными фигурами, - замечаю я. - Любого из людей, близких к власти, можно обвинить в вооруженном противостоянии. Выходит, что диалог невозможен?
- Выходит, что так, - отвечает Хасан. 
- Зачем же вы ищете дружбы России, если у вас столько западных покровителей?
- Потому что мы хотим остаться независимыми, - говорит Манхал Бариш. - Мы боимся, что после свержения режима Запад попытается нас использовать. Мы всегда дружили с русскими, и Сирия десятилетиями покупала у России оружие. Несмотря на первую неудачную попытку, мы снова поедем в Москву искать контакты с вашими политиками, депутатами Думы, с теми, кто способен оказать влияние на общественное мнение в России. Если мы придем к власти, нам придется так или иначе продолжить российско-сирийские отношения.

Дружба с Москвой
В большой политике случайности возможны, однако всегда вызывают кучу вопросов. А уж на мнительном Востоке любые черные совпадения всегда встречают глухим подозрительным ворчанием.
18 июля премьер-министр Турции Эрдоган вылетел в Москву на встречу с президентом Путиным. Визит был неожиданным, готовился в спешке (разумеется, по дипломатическим понятиям о времени), и слухи о нем в печать просочились буквально накануне. Тема была заявлена красивая - что-то вроде «развития российско-турецких отношений». Однако в политических кругах Турции никто не сомневался: Эрдоган летит в Москву с главным вопросом: будет ли Россия «сливать» Асада или нет? Если да, то когда и на каких условиях. Если нет, то нельзя ли как-то порешать вопросы вместе и выработать общую позицию по Сирии? Словом, надо было посоветоваться и поторговаться с «другом Владимиром» (у Эрдогана с Путиным и впрямь прекрасные отношения).
В тот момент, когда «друзья» встретились в Москве, в Дамаске рванул теракт. Да такой, что разом снес всю верхушку военной элиты президента Асада. Дипломаты России и Турции в тот день с бледными лицами остолбенело сидели перед экранами телевизоров и подсчитывали потери, пытаясь понять, каким образом устрашающая акция поменяет весь сирийский расклад. Поменяла, и очень быстро. Уже через пару недель подал в отставку спецпосланник ООН по урегулированию конфликта в Сирии Кофи Аннан. Отчаявшийся Аннан ушел в прошлое вместе со своим утопическим мирным планом, включавшим прекращение огня всех противоборствующих сторон. (Ну скажите, как можно договориться о перемирии с «вооруженной оппозицией» (а на самом деле с партизанскими шайками), у которой нет и не предвидится «головы»?)
По Турции поползли черные слухи. Уже на следующий день, когда ошалевшая от привалившего счастья Сирийская свободная армия взяла на себя ответственность за теракт, в Турции не осталось ни одного дурака, который поверил бы в официальную версию событий.
- Сирийская оппозиция не в состоянии осуществить столь профессиональный теракт, - заверил меня политолог Джумхур Кайсугуз. - Это просто банды без координации и стратегии. Они могут драться, но это не армия.
- Но среди них есть дезертиры, профессиональные командиры, - возражаю я.
- Да, но они не способны дисциплинировать и держать под контролем добровольцев или наемников. - Кто же, по-вашему, осуществил столь блестящую хладнокровную операцию?
- Без сомнения, западные спецслужбы (я не делаю разницы между ЦРУ, MИ6 и Моссадом, они работают руку об руку). День взрыва был выбран не случайно, а как «подарок» ко встрече Эрдогана и Путина. Эта американская бомба - послание России, Китаю и Турции. Ребята, не дергайтесь. Предполагалось, что на встрече в Москве русские и турки согласуют вопрос о формировании коалиционного правительства в Сирии, где для Асада найдется место, пусть и не в качестве президента. Но взрыв в Дамаске сделал этот вариант неприемлемым. Он уничтожил саму возможность переговоров между Асадом и оппозицией. Немаловажен и тот факт, что среди убитых - экс-министр обороны Хасан Туркмени, турок по происхождению. Он был главным переговорщиком между Турцией и Сирией. А также христианский генерал Дауд Раджа, чья гибель потрясла местную христианскую общину.


2
Война в Сирии уже породила десятки тысяч беженцев (на фото). А сколько их будет, если передел границ начнется по всему Ближнему Востоку?
Фото: REUTERS

«ЭТО НАША ПЕСОЧНИЦА»
- В сущности, для чего встречались Эрдоган и Путин? Чтобы решить региональную проблему Сирии региональным же путем, - говорит влиятельный турецкий политик Невзат Ялчинтас. - Три страны сейчас отвечают за регион - Россия, Турция и Иран.
- Неужели вы думаете, что американцы позволят нам этот «междусобойчик»?! - восклицаю я. 
- А почему бы нет? Это зависит от нас самих, от способности к сотрудничеству. Не забывайте, что Россия и Турция за последние пятнадцать лет переживают золотой период в своих отношениях. Вы не можете себе представить, как приветствовали Путина во время его визита в Анкару! Аплодисментами! Вы думаете, наши западные союзники радуются этому факту? Отнюдь нет. Они твердят нам: не заходите слишком далеко в дружбе с русскими. То, что мы можем сотрудничать, их просто бесит. Но мы, турки, поумнели. Мы больше не хотим ссориться с русскими. Если вы проанализируете все русско-турецкие войны, то сделаете вывод: все они были спровоцированы западными державами. Мы не должны повторять ошибочную политику Оттоманской империи.

СДЕЛКА СОСЕДЕЙ
В конце двадцатого века Турция и Россия медленно, но неуклонно сближались. Эмоционально и с энтузиазмом - со стороны Турции, нехотя и подозрительно - со стороны России. Нам было чего бояться. В прошлом осталось не менее десятка русско-турецких войн. Энергичные турки, напористые и сладкоречивые, искусные дипломаты и непревзойденные дельцы, вызывали у русских противоречивые чувства. Э, пока мы тут будем поворачиваться, эти турки нас вокруг пальца обведут!
Но, в сущности, сделка, которую предлагала Турция, выглядела честной и взаимовыгодной. Нет, никто не бросался в объятия. Было ясно, что Турция и Россия исторически и экономически обречены быть соперниками и конкурентами в сложнейших регионах Кавказа, Закавказья и Центральной Азии. Тут борьба может пойти не на жизнь, а на смерть. Но вся суть российско-турецкого сближения состояла в том, чтобы не пустить в этот стратегический регион третьих игроков в лице западных держав, то есть стать единственной неоспоримой силой в регионе. Что пытались сказать Западу две враждебные страны, неожиданно пожавшие друг другу руки? Это наша кормушка. Это наша песочница. И мы сами можем навести здесь порядок и установить свои правила.
Задумка была правильная, или, выражаясь по-ленински, «архиважная». И провалилась она не по нашей вине.

НОВАЯ ОТТОМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
В начале XXI века Турция явила миру новое независимое и привлекательное лицо. Устами ее министра иностранных дел Ахмеда Давутоглу была заявлена программа «ноль проблем с соседями». (Сейчас, после очевидного провала программы, ее остроумно называют «ноль соседей без проблем».) Министр Давутоглу проявил чудеса подвижности и ловкости, снуя по миру как челнок и связывая разорванные противостоянием холодной войны нити старых отношений. Он совершал иногда по шесть официальных визитов в неделю и прослыл самым непоседливым министром иностранных дел на планете.
Турция впервые со времен Ататюрка вспомнила о своих исламских корнях и своем божественном предназначении - быть покровительницей и защитницей мусульманского мира. Более того, Турция попыталась придать исламу светский блеск и либеральный характер. Что совсем не понравилось узурпировавшим власть над Меккой и Мединой саудовским шейхам и их вассалам - Катару и Бахрейну. Турция заигрывала с «арабской улицей», выступила против американского нападения на Ирак и даже поссорилась из-за Палестины с Израилем. Все шло к тому, что Турция, опираясь на свою экономическую мощь, стремится восстановить авторитет Оттоманской империи и претендует на роль достойной хозяйки региона, независимой в своих решениях от американского босса. В США Турцию одно время даже называли потерянным союзником.
Но люди проницательные усмотрели в этой смене курса руку опытного кукловода. Американцы вовсе не выпустили из рук бразды правления, а лишь поменяли кнут на пряник. Турция в роли независимой защитницы исламских интересов была им куда нужнее, чем Турция - страна-предатель мусульманского мира. Ей отводилась наиважнейшая роль в новом американском проекте под названием «Большой Ближний Восток».
Окончание читайте в завтрашнем номере «КП».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Зачем нужны радикалы в Грузии?

Современная политика Грузии продолжает линию Саакашвили на сближение с Западом. Под благовидным предлогом страна, фактически, превращается в буферную зону интересов западных стран, отнюдь не нацеленных на установление тесных добрососедских контактов с Россией. Создавая из бывших советских республик, так называемый, «санитарный кордон», Запад формирует очаги нестабильности вокруг России. Одним из таких точек приложений западных усилий является и Грузия, страна с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения. И в этой связи интересен такой регион этой страны как Панкиси. Панкиси – богата на людей деятельных, одаренных, исторически связанная с основной частью Чечни она в том или виде вносила свою лепту в общественно-политическую жизнь всего чеченского народа. С распространением Ислама им удалось сохранить культуру, язык, менталитет. Вопрос ассимиляции по этой причине в качестве угрозы национальной самоидентификации ушёл на второй план. Националистические силы в самой Грузии вс

Лошадки, балласт и туристы

(результаты легкого наблюдения по ряду серьёзных и не очень, но организаций) Речь пойдет не о балласте в его техническом понимании, а о существе более разумного порядка. Его просто не выбросишь в случае надобности, с ним лишь изредка обходятся круто. Он как данность, как способ жизненного уклада. Балласт всегда рассчитывает на «доброго дядю». Речь о балласте в любой организации. Это явление имеет место быть даже в коммерческих предприятиях. И чем сильнее отягощена она теми или иными родственными или личностными (контрпродуктивными) отношениями, тем глубже это явление. Казалось бы, тянет ко дню, и чем восточнее хозяин предприятия, тем отягощен подобным балластом. Никуда при этом, не денешься - обидятся! Примерно подобное можно наблюдать и в государственной системе. Балласт может вызывать целую палитру разнообразных эмоций, порой становясь субъектами быстротекущих пересуд и наспех сочиненных анекдотов. Не так страшен работяга с его ошибками, как представитель балласта: это вообще закоре

Эйдманизация сознания

Нынешнее либеральное сообщество  приобрело формы развития в виде некой синусоиды. Отвечая на внешние раздражители, то увеличивается, то понижается соотношение величин X и Y, где первым задано то или иное событие-раздражитель, а вторым идет – величина страха либерала. Небезызвестный герой Мюнхгаузен не зря произнес:  «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».  Действительно, смотря на некоторых из либеральной среды, удивляешься, какой леший их заманил в такие дебри. Первое впечатление как о чем-то стоящем, достойном улетучивается как нечто эфемерное, внимательно рассматривая тот или иной объект. В данном случае «бес попутал» гражданина без Родины Игоря Эйдмана, двоюродного брата Б.Немцова. Активно публикующего свои «труды» на просторах интернета, сетующего в последнее время на сложности в столь «титаническом труде» на различного рода обстоятельства. Видящий во всех неудачах «руку Путина», Эйдман ударяется в самые тяжкие