К основному контенту

О традициях и не только


P1280246
Хорошеет наша республика на глазах. Сколько изменений! Разительно изменилась картина: руины уступили место возведенным домам и иным строениям. Люди вдохнули воздух мирной жизни. То, что тревожило по вопросу безопасности, сейчас не первостепенно. Люди смело строят планы на будущее, и всевозможные житейские трудности их не пугают.


Очевидно, материально составляющая жизни вышла вперед по приоритетам. Особенно, касательно нашей республики, понятие «хлеб насущный» приобрёл крайне материальную форму, став фактором выживания. В этом Чечня не новинка. В июне 2012 года по каналу «Культура» была передача, посвященная жизни одной актрисы, (к сожалению, не помню имени, застал лишь один фрагмент). В ней она вспоминала свою жизнь в период блокады Ленинграда. Она, рассказывая об ужасах той блокады, говорила, что, несмотря на тяготы и лишения люди были дружны, сплоченны. По окончанию войны каждый ушёл в собственную жизнь, стал заниматься личным обогащением. Я думаю, чем не аналогия человеческих отношений тому, что  было и есть сейчас в Чечне? Так и есть: экстремальные обстоятельства, обнажая нутру человека, заставляет его быть лучше или хуже. Приходящая на смену этому обыденность не лечит раны: приобретённые поведенческие навыки эксплуатируются уже новыми мотивами. На кону не выживание, а обогащение, экстрим сменяется гонкой за пирогом. Ничего нового в жизни человека…
Ужасы войны в прошлом. И конечно, это быстро забывается. Как говорится, «война не лечит, а калечит», в первую очередь души людей. Развитие аморализма как следствие. «Свято место пусто не бывает», потому вакуум, образовавшийся в результате отхода от морально-нравственных принципов, быстро заполняется суррогатами вроде той же современной западной этики. Наряду с примерами проявлений высочайшей морали, человек сталкивается с многочисленными фактами низменных проявлений. Можно, конечно, хвалится традициями. Но почему-то забываем, что по состоянию – полумертвое и забытое в условиях девальвации морально – нравственных норм они порой выглядят саркастично. Как говорил К. Маркс, «теория лишь тогда становится живой, когда она овладевает массами». Меткое наблюдение.
Мы забыли о сути своих традиций, исполняя их формально, бессодержательно. Оставаться неким элементом национального колорита может и фольклор. Навязывать традициям такую роль определённой обособленности и не похожести на иные народы – это путь к патриархальности. А там и до политической эвтаназии не далеко. Стержнем чеченских традиций являются духовные и нравственные постулаты. Соответственно, проявление уважения к другому человеку через путь традиций считался самым верным. Самым верным, что могли заменить слащавость сотни, тысяч слов. В наше время хвалится традициями, что хвалится руинами. Конечно, можно сказать, что каждый ответит на Высшем Суде, но почему тлетворное влияние «продвинутых челов» и прочих «индивидов» дожжен терпеть человек, для которого мораль не отвлечённое понятие, а основа инструкции жизни. Никоим образом не хочется быть моралистом. Моралисты –часто опережают указанных «индивидов».
Л. Толстой говорил как-то, что беда добрых людей то, что они не могут объединяться, как это делают злые, чтобы быть посильнее.  Какая-то инертность охватила нас. Нам уже без разницы, когда являемся свидетелями аморального поступка, главное, чтобы не коснулось лично. Настоящий продукт современного общества - чёрствость и безразличие.  Эти явление всегда существовали на Земле, но бичом общества становились в переломные моменты в истории того или иного народа.
Молодёжь - будущее народа. Прошедшие войны оставили свой негативный след на уровне образования современной молодёжи. Если раньше в «злополучные» советские времена полученное высшее образование становилось в дальнейшем весомым фактором. То в наши времена, оно лишь стало формальным фактором, некой скорлупой, что ломается под ударами, вызовами жизни, так скажем. Да и просто, когда в общении видишь, как разваливается высшее образование под натиском вопросов в рамках полученного им того образования, становится, и смешно, и жалко. Смешно оттого, что человек зря потратил своё и чужое время, жалко тех людей, с кем новоявленный специалист будет воплощать полученные знания. К примеру, у человека ясно написано, что в совершенстве знает химию, а на деле – всё фикция, и курсовую за него писали, и экзамены за деньги сдал и т.д. Отсюда, вывод человек, или пополняет ряды торгашей на рынке, или мучает своим образованием коллектив. Последнее возможно, как всем известно, вследствие получения место работы. Как оно получается такими «специалистами» тоже всем известно. Очевидно, как я этот учебный процесс называю, варваризация высшего образования создаёт соответствующих специалистов. Ко всем общероссийским проблемам высшего образования накладываются и местные особенности, в частности, одна из них указана выше.
Молодёжь - кипящий котёл, из которого можно приготовить что-то достойное, если вдохновить их на настоящее получение знаний, на сохранение своего национального достояния. Здесь уместно упомянуть и поведение определённой части молодёжи. Навязчивое желание что-то испортить, сломать следует отнести не столь к особенностям определенного этапа взросления, а к отсутствию должного уровня воспитания, реже – к специфической форме социального протеста. Последнее – редкость в виду низкого уровня публичного проявления экстремизма. Здесь нельзя забывать фактор низкого уровня самореализации. В этом вопросе подход с формальной точки зрения крайне пагубен.
О старшем поколении. Все знают, что «старшие» в чеченском обществе являются примером для подражания. Отрадно, что еще живы те, по которым есть желание равняться, являясь в наше время, не побоюсь этого выражения, кладезем мудрости. Пока они живы, народ не иссякнет.
В чеченском обществе нравственность и традиция неразрывно связаны как показывает история народа. А пока вспоминаем, какие у нас хорошие традиции разве только что оп праздникам. Традиция давно превратилась в некоего усопшего монаха, чье воскрешение (возвращение в этот мир) как буддисты ожидаем и мы. Как буддисты выводят на всеобщее обозрение с пышными шествиями, как и мы демонстрируем величие наших традиций. Забыли свою же народную мудрость: «поколение, кичащееся своими предками - погибло». Именно, с памятью о них сопряжена тема традиций. Память предков оживится лишь тогда, (и в этом будет польза живым), когда с душой будем соблюдать традиции как одну из форм проявления нравственности.  
Наше общество больно, и это надо признать, чтобы излечиться. Не становится в позу наблюдателя или, разочаровавшись «сыпать пепел на голову», а начать с себя.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Зачем нужны радикалы в Грузии?

Современная политика Грузии продолжает линию Саакашвили на сближение с Западом. Под благовидным предлогом страна, фактически, превращается в буферную зону интересов западных стран, отнюдь не нацеленных на установление тесных добрососедских контактов с Россией. Создавая из бывших советских республик, так называемый, «санитарный кордон», Запад формирует очаги нестабильности вокруг России. Одним из таких точек приложений западных усилий является и Грузия, страна с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения. И в этой связи интересен такой регион этой страны как Панкиси. Панкиси – богата на людей деятельных, одаренных, исторически связанная с основной частью Чечни она в том или виде вносила свою лепту в общественно-политическую жизнь всего чеченского народа. С распространением Ислама им удалось сохранить культуру, язык, менталитет. Вопрос ассимиляции по этой причине в качестве угрозы национальной самоидентификации ушёл на второй план. Националистические силы в самой Грузии вс

Лошадки, балласт и туристы

(результаты легкого наблюдения по ряду серьёзных и не очень, но организаций) Речь пойдет не о балласте в его техническом понимании, а о существе более разумного порядка. Его просто не выбросишь в случае надобности, с ним лишь изредка обходятся круто. Он как данность, как способ жизненного уклада. Балласт всегда рассчитывает на «доброго дядю». Речь о балласте в любой организации. Это явление имеет место быть даже в коммерческих предприятиях. И чем сильнее отягощена она теми или иными родственными или личностными (контрпродуктивными) отношениями, тем глубже это явление. Казалось бы, тянет ко дню, и чем восточнее хозяин предприятия, тем отягощен подобным балластом. Никуда при этом, не денешься - обидятся! Примерно подобное можно наблюдать и в государственной системе. Балласт может вызывать целую палитру разнообразных эмоций, порой становясь субъектами быстротекущих пересуд и наспех сочиненных анекдотов. Не так страшен работяга с его ошибками, как представитель балласта: это вообще закоре

Эйдманизация сознания

Нынешнее либеральное сообщество  приобрело формы развития в виде некой синусоиды. Отвечая на внешние раздражители, то увеличивается, то понижается соотношение величин X и Y, где первым задано то или иное событие-раздражитель, а вторым идет – величина страха либерала. Небезызвестный герой Мюнхгаузен не зря произнес:  «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».  Действительно, смотря на некоторых из либеральной среды, удивляешься, какой леший их заманил в такие дебри. Первое впечатление как о чем-то стоящем, достойном улетучивается как нечто эфемерное, внимательно рассматривая тот или иной объект. В данном случае «бес попутал» гражданина без Родины Игоря Эйдмана, двоюродного брата Б.Немцова. Активно публикующего свои «труды» на просторах интернета, сетующего в последнее время на сложности в столь «титаническом труде» на различного рода обстоятельства. Видящий во всех неудачах «руку Путина», Эйдман ударяется в самые тяжкие