К основному контенту

К американским оценкам российского законопроекта об иностранных агентах



от 13.7.2012, 23:31


Центральные американские СМИ, как по команде, выступили с критикой законопроекта об обязательной регистрации российских некоммерческих организаций (НКО), осуществляющих политическую деятельность в России и финансируемых из-за рубежа –«Вашингтон пост» и «Нью-йорк таймс» заявляют, что данный законопроект принимается Государственной Думой «при поддержке Кремля». Чтобы «наказать и дискредитировать независимые российские организации», пробрасывается идея, что документ – «ответ Москвы» на американский «закон С.Магнитского», хотя администрация, мол, пытается «отделить» сферы сотрудничества от выдвижения к нам правозащитных претензий.
Нормативный акт будет, мол, применяться против «неугодных режиму либеральных НКО», поддерживаемых США и другими странами Запада. В «обоснование» приводятся слова руководителей наших организаций («Голос», «Московская хельсинкская группа»), существующих преимущественно на западные гранты.
Вместе с тем, газетчики старательно замалчивают, что, рассматриваемый Госдумой проект, созвучен подходам, заложенным в действующем американском законодательстве (в частности, Законе – «О регистрации иностранных агентов» - «Foreign agents registration act – FARA). Цель этого документа - обеспечить своевременное информирование общественности обо всех попытках иностранцев повлиять на внутреннюю и внешнюю политику США. Причем охват американского закона пошире, чем заложенный в обсуждаемом у нас законопроекте.
Так, речь в FARA идет о лицах, представляющих в США интересы так называемых "иностранных принципалов" - зарубежных правительств, политических партий, иностранных юридических и физических лиц, даже вне зависимости от источников финансирования и сферы их деятельности. Под закон попадают любые лица (включая американских граждан и корпорации), занимающиеся лоббированием интересов иностранных государств и лиц в сфере политики, экономики, финансов, права и т.п.
Основной предмет критики российских нововведений - требование публично заявлять о статусе иностранного агента. При этом в том же FARA предусматривается, что после прохождения регистрации агент обязан представлять в Минюст США отчет о своей деятельности в интересах заказчика-иностранца каждые 6 месяцев. Помимо этого, он должен предоставлять контролирующему органу копии всех информационных материалов и писем официальным лицам США в течение 48 часов после их публикации или отправки. Сами информационные материалы должны содержать уведомление, что они были подготовлены по заказу иностранного правительства или организации.
Что касается источников финансирования американских кандидатов на выборные должности, то регулирование в этой области в США крайне жесткое. Налоговый кодекс (раздел 26 свода Федеральных Законов) запрещает всем некоммерческим организациям, как американским, так и иностранным, прямое или косвенное участие в политических кампаниях за или против любого кандидата на выборную государственную должность, включая получение из-за рубежа финансовых средств.
Конституционность этого порядка была подтверждена решением Верховного Суда (по делу «Б.Блюман против федеральной избирательной комиссии») в январе 2012 г. как законная мера ограничения иностранного влияния на внутренний политический процесс. Судьи поддержали логику американских законодателей, мол, хочешь участвовать в политике и влиять на результаты выборов - откажись от статуса некоммерческой неполитизированной организации и иностранного финансирования.
Представляется, что, несмотря на вполне предсказуемую критику со стороны американских СМИ, предлагаемые нововведения в российские законы уже американских как по охвату субъектов (касаются только НКО, получающих иностранное финансирование), так и по сферам деятельности контролируемых организаций (речь идет исключительно об общественных объединениях, участвующих в политическом процессе). Еще одно принципиальное различие с обсуждаемом у нас проектом закона, в отличие от американских уложений, иностранное финансирование политической деятельности НКО в контексте выборов не запрещается. Речь у нас идет лишь о введении мер, способствующих большей открытости НКО, участвующих в политическом процессе за счет иностранных вливаний.
Примечательно, что Администрация правительства США пока воздерживается от официальных комментариев собственно законопроекта. Посмотрим, надолго ли. Х.Клинтон уже заявила на встрече с представителями части российского НКО-сообщества в г. Санкт-Петербурге, что Госдеп не откажется от финансирования российских НКО и будет искать новые формы их поддержки.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Зачем нужны радикалы в Грузии?

Современная политика Грузии продолжает линию Саакашвили на сближение с Западом. Под благовидным предлогом страна, фактически, превращается в буферную зону интересов западных стран, отнюдь не нацеленных на установление тесных добрососедских контактов с Россией. Создавая из бывших советских республик, так называемый, «санитарный кордон», Запад формирует очаги нестабильности вокруг России. Одним из таких точек приложений западных усилий является и Грузия, страна с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения. И в этой связи интересен такой регион этой страны как Панкиси. Панкиси – богата на людей деятельных, одаренных, исторически связанная с основной частью Чечни она в том или виде вносила свою лепту в общественно-политическую жизнь всего чеченского народа. С распространением Ислама им удалось сохранить культуру, язык, менталитет. Вопрос ассимиляции по этой причине в качестве угрозы национальной самоидентификации ушёл на второй план. Националистические силы в самой Грузии вс

Лошадки, балласт и туристы

(результаты легкого наблюдения по ряду серьёзных и не очень, но организаций) Речь пойдет не о балласте в его техническом понимании, а о существе более разумного порядка. Его просто не выбросишь в случае надобности, с ним лишь изредка обходятся круто. Он как данность, как способ жизненного уклада. Балласт всегда рассчитывает на «доброго дядю». Речь о балласте в любой организации. Это явление имеет место быть даже в коммерческих предприятиях. И чем сильнее отягощена она теми или иными родственными или личностными (контрпродуктивными) отношениями, тем глубже это явление. Казалось бы, тянет ко дню, и чем восточнее хозяин предприятия, тем отягощен подобным балластом. Никуда при этом, не денешься - обидятся! Примерно подобное можно наблюдать и в государственной системе. Балласт может вызывать целую палитру разнообразных эмоций, порой становясь субъектами быстротекущих пересуд и наспех сочиненных анекдотов. Не так страшен работяга с его ошибками, как представитель балласта: это вообще закоре

Эйдманизация сознания

Нынешнее либеральное сообщество  приобрело формы развития в виде некой синусоиды. Отвечая на внешние раздражители, то увеличивается, то понижается соотношение величин X и Y, где первым задано то или иное событие-раздражитель, а вторым идет – величина страха либерала. Небезызвестный герой Мюнхгаузен не зря произнес:  «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».  Действительно, смотря на некоторых из либеральной среды, удивляешься, какой леший их заманил в такие дебри. Первое впечатление как о чем-то стоящем, достойном улетучивается как нечто эфемерное, внимательно рассматривая тот или иной объект. В данном случае «бес попутал» гражданина без Родины Игоря Эйдмана, двоюродного брата Б.Немцова. Активно публикующего свои «труды» на просторах интернета, сетующего в последнее время на сложности в столь «титаническом труде» на различного рода обстоятельства. Видящий во всех неудачах «руку Путина», Эйдман ударяется в самые тяжкие